Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Десант на мыс Пикшуев

      Десант на мыс Пикшуев 11 сентября 1942 года — разведывательно-диверсионный десант советского Северного флота.


      Создан: 2015-09-10

      Битва при Колле

      Битва при Колле — боевые действия между советскими и финскими войсками в Ладожской Карелии около горы Колла.


      Создан: 2015-08-18

      Боркинский десант

      Боркинский десант 5 июля 1944 года — десант, высаженный военной флотилией в ходе Белорусской операции.


      Создан: 2015-08-20

      Игорь Васильевич Курчатов

      Игорь Васильевич Курчатов (30 декабря 1902 (12 января 1903, Симский Завод, Уфимская губерния — 7 февраля 1960, Москва).


      Создан: 2011-08-01

      Сергей Павлович Дягилев

      Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр.


      Создан: 2011-05-08

      Ярила

      Ярила — персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре.


      Создан: 2015-12-02

      Эстергомский десант

      Эстергомский десант — тактический десант, высаженный катерами Дунайской военной флотилии.


      Создан: 2015-09-04

      Виктор Павлович Кочубей

      Виктор Павлович Кочубей (11 (22) ноября 1768 — 3 (15) июня 1834) — дипломат и государственный деятель.


      Создан: 2011-07-17

      Кронштадтское восстание

      Кронштадтское восстание (в советской историографии известно также как Кронштадтский мятеж) — вооружённое выступление.


      Создан: 2010-11-06

      Сергей Петрович Боткин

      Сергей Петрович Боткин (5 (17) сентября 1832, Москва — 12 (24) декабря 1889, Ментона).


      Создан: 2011-03-19

      Главная страница » Христианство » Православные праздники » христианство,праздники,православие

      Православные праздники

      Икона «Минеи на год»

      Православные праздники — общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви.

      В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

      Православные христиане обязаны свято чтить свои праздники: заранее готовиться к ним молитвой и постом, в дни праздников посещать храм и причащаться, вместо своих домашних работ помогать немощным и нуждающимся.

      История

      Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).

      В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

      Цитата из статьи

      Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:

      а день воскресный преимущественно праздновати,

      аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:

      да будут анафема от Христа.

      Цитата из статьи

      Классификация

      • По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — Воскресение Христово, затем следуют Двунадесятые праздники, среди которых Господские праздники имеют статус выше, чем Богородичные праздники. Далее следуют пять Великих недвунадесятых праздников, за ними — средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (неделю) — совершается всенощное бдение.
      • По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
      • По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые)праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
      • По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.

      Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

      Малые

      Тип праздников

      Разряд

      Особенности

      Примеры

      Пасха

      Пасхальное богослужение. Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного).

      Пасха; Светлая седмица; Отдание Пасхи (Пасхальное богослужение по благословению настоятеля).

      Великие

      Бденные

      Всенощное бдение: малая и великая вечерни, бденное начало вечери, лития в конце вечерни.

      Двунадесятые праздники; Обрезание Господне, великие Богородичные, Предтечевы и апп. Петра и Павла; Каждое воскресенье в году.

      Средние

      Бденные

      Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц.

      Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября (9 октября); Свт. Иоанна Златоуста, 13 (26) ноября; Свт. Николая Чудотворца, 6 (19) декабря; Храмовые (престольные) праздники.

      Полиелейные

      Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет. Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются.

      Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Первое и второе обретение честно́й главы Иоанна Предтечи 24 февраля (8 марта) — в високосные годы, в не високосные — 9 марта; 40 Севастийских мучеников, 9 (22) марта.

      Малые

      Славословные

      На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.

      Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 (26) сентября; Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 (15) июля.

      Шестеричные

      Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей: обычно 3 тропаря повторяются дважды.

      Праведных Захарии и Елисаветы, 5 (18) сентября; прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, 17 (30) декабря; Поклонение честны́м веригам ап. Петра, 16 (29) января.

      Вседневные

      Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.

      Мученика архидиакона Евпла, 11 (24) августа; К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

      Пасха

      Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.

      Великие праздники

      Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится все двунадесятые праздники, а также пять других. В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

      Двунадесятые праздники

      Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычным) и богородичными. По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

      • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
      • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
      • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
      • Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
      • Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
      • Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
      • Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
      • Вознесение Господне (переходящий) — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (господский праздник);
      • День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (господский праздник);
      • Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
      • Успение Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник).

      Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

      Недвунадесятые великие праздники

      Большие праздники

      Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

      • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
      • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
      • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
      • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
      • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

      Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

      Богослужебные особенности великих праздников

      Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

      Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

      Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

      • Предпра́зднество — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
      • Попразднество — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
      • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

      У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

      Средние праздники

      Средние праздники могут быть бденными и полиелейными . Их количество точно не определено. Некоторые из них:

      • Память святого апостола Иоанна Богослова
      • Память святителя Иоанна Златоуста
      • Память святителя Николая Мирликийского
      • Память святителей Кирилла и Мефодия
      • Память святого равноапостольного князя Владимира
      • Празднование Казанской иконе Божией Матери

      и многие другие.

      К ним же относятся празднования храмовых святых (местные и престольные праздники), почитание особо чтимых икон и имеющихся мощей.

      Малые праздники

      В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.

      Праздники преимущественно Русской православной церкви

      Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими поместными православными церквами-сёстрами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти русских святых и местночтимые.

      Особенности в синодальный период

      В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

      • Царские дни, которые подразделялись на:
        • Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
        • Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;
      • Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
      • Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

      Кроме того, до 10 мая 1904 года года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.


      Просмотров: 415    Создан: 2016-12-17    Источник: Википедия

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Тургенев Иван Сергеевич

      Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.


      Создан: 2014-03-28

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Российская империя

      Российская империя (дореф. русск. Россійская Имперія; также Российское государство или Россия).


      Создан: 2010-07-30

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх