Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Маяковская (станция метро, Москва)

      «Маяковская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.


      Создан: 2016-01-14

      Китеж

      Китеж — мессианистический город, находившийся, по легенде, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.


      Создан: 2015-12-03

      Фёдор Годунов

      Фёдор II Борисович Годунов (1589—10/20 июня 1605) — царь России с 13/23 апреля по 1/11 июня 1605 года, картограф. Царствование Фёдора — самое короткое в истории России.


      Создан: 2010-05-19

      ИС-2

      ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин».


      Создан: 2011-11-12

      Ломоносов Михаил Васильевич

      Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист.


      Создан: 2014-05-13

      Александр Константинович Глазунов

      Александр Константинович Глазунов (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936, Париж).


      Создан: 2011-04-09

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице в Москве — храм, построенный старообрядческой общиной.


      Создан: 2016-07-07

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Казань)

      Храм во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери — храм, расположен в Казани в Старотатарской слободе.


      Создан: 2016-07-07

      Русско-византийская война 941—944 годов

      Русско-византийская война 941—944 годов — неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 и повторный поход в 943, закончившийся мирным договором в 944.


      Создан: 2010-05-20

      Кострома (мифология)

      Кострома — сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в традиционной русской крестьянской культуре.


      Создан: 2015-12-02

      Главная страница » Христианство » Таинство » таинства,христианство,православие,богослужение

      Таинство

      Таинство

      Таинство (др.-греч. μυστήριον, лат. sacramentum — мистерия, тайна) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.

      В Библии термин таинство исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия.

      В отличие от церковных обрядов (освящения воды, погребения умерших, других треб), которые имеют «земное» или традиционное происхождение, христианские таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека.

      История происхождения

      По мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям. Эта точка зрения критикуется христианскими богословами, по мнению которых внешняя форма некоторых языческих мистерий была заимствована в первых веках н.э. из распространившихся христианских обрядов и таинств.

      Таинства вводились постепенно, с созданием и укреплением христианской церковной организации. Причём первоначально христианская церковь ввела в свой культ всего два Таинства — Крещение и Евхаристия, или Причастие, так как только о них содержатся прямые упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Впоследствии среди христианских таинств появляются остальные пять, на что указывается в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохранённых в трудах отцов и учителей Церкви первых веков христианства (Юстин Мученик, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Киприан Карфагенский).

      По мнению лютеранского теолога и историка церкви Адольфа фон Гарнака, ко времени Дионисия Ареопагита (I век) было сформулировано учение о шести таинствах:

      • Крещение,
      • Евхаристия,
      • Миропомазание (известно уже Киприану Карфагенскому),
      • Рукоположение в священный сан,
      • пострижение в монахи,
      • Соборование.

      Однако точка зрения Гарнака ошибочна. Сам Дионисий Ареопагит не оставил никаких сочинений по данному вопросу. Учение о шести таинствах записано намного позже, только на рубеже V и VI веков, безымянным автором, подписавшемся именем Дионисия, это так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит; оно изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии» и таинства (др.-греч. ἱερουργία) там названы иные:

      • Крещение (гл. II),
      • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III),
      • Освящение мира (гл. IV),
      • Рукоположение (таинство Священства) (гл. V),
      • Монашеский постриг, (гл. VI)
      • Погребение (гл. VII).

      Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств — шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не определено.

      Преподобный Феодор Студит в IX веке говорит о шести таинствах:

      • Просвещение (Крещение);
      • Собрание (Евхаристия);
      • Миропомазание;
      • Священство;
      • Монашеское пострижение;
      • Погребение.

      Количество, состав и названия таинств

      Семь таинств

      Широко известен следующий список из семи таинств (Тихон Задонский, XVIII век):

      • Крещение — трехкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
      • Миропомазание (конфирмация) — освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро); заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
      • Покаяние — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа;
      • Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
      • Брак (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в храме;
      • Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
      • Елеосвящение (соборование) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела;

      В православии

      «Византийская Церковь, — пишет о. Иоанн Мейендорф, — формально никогда не признала какого-то конкретного перечня; многие авторы принимают стандартный ряд из семи таинств — крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, — тогда как иные предлагают более пространные перечни. Но есть и третьи — они настаивают на исключительном и выдающемся значении крещения и Евхаристии, основного христианского посвящения в новую жизнь». И только к началу XVII века схема «семи таинств» становится в Греческой Церкви общепринятой.

      Однако, в последнее время целым рядом православных богословов (например, А. И. Осиповым) и патрологов считается, что в контексте святоотеческого предания серьёзных причин для догматизации схемы «семи таинств» нет. По их мнению, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в творениях святых отцов не встречается. Кроме того они полагают, что если в древних и византийских источниках в исключительных случаях и говорится о том или ином числе таинственных священнодействий, то лишь в значении «самых важных» среди множества прочих, без попыток абсолютизации какого-либо определенного перечня.

      Таинства в католицизме

      В католической церкви учение только о семи таинствах было определено соборно, как догмат, сначала на Втором Лионском соборе в 1274 году (XIV Вселенский), а затем на Флорентийском соборе в 1439 году (XVII Вселенский). Окончательное доктринальное закрепление это учение получило уже в период Контрреформации, на Тридентском соборе (XIX Вселенский), который провозгласил: «Если кто-либо говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом; или что их больше или меньше семи… или же что какое-либо из них по истине и строго говоря не есть таинство, да будет отлучен от сообщества верных». Ингресс епископа вопреки распространённому заблуждению таинством не является.

      Таинства в протестантизме

      В протестантизме признаются крещение и причащение, которые действуют не объективно «автоматически», а субъективно — «силой веры». Человек должен участвовать в них сознательно (поэтому в большинстве протестантских направлений крещение совершается в совершеннолетнем возрасте). В различных направлениях протестантизма можно найти разные точки зрения и практики. В лютеранской и в реформатской теологии таинство считается средством благодати Бога, в нём Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему. Признаются только два таинства — крещение и причастие, так как только они непосредственно установлены самим Иисусом Христом. В «Истинной церкви Иисуса» омовение ног считается таинством, основанным на Ин. 13:1-11. Члены церкви верят, что подобно двум прочим таинствам — крещению и евхаристии — омовение ног даёт спасительную благодать принимающему — в данном случае, иметь часть с Христом (Ин. 13:8).

      Таинства в древневосточных церквах

      В Ассирийской церкви Востока признается семь таинств: крещение, евхаристия, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинства крещения и евхаристии считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного напоследней вечере Иисуса Христа, был привезен апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются при приготовлении причастия. При каждом новом замешивании теста для приготовления просфор добавляют крупицы старого освящённого хлеба.

      Другое

      В Польской национальной католической церкви крещение и миропомазание объединены в одно таинство, и введено новое — чтение и слушание Евангелия. Таким образом, количество остаётся равным семи.

      В «Сообществе Христа» признаётся восемь таинств (англ.)русск.: крещение, конфирмация, благословение детей, евхаристия, брак, елеосвящение, священство, патриаршье благословение (англ.)русск..

      В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней термин “таинство” употребляется только по отношению к евхаристии. Кроме того, существуют священные обряды (англ. ordinance): крещение, конфирмация, ординация в священство Аарона и Мельхиседека, облечение (англ.)русск. и целестиальный брак (англ.)русск..

      Богословское объяснение

      Ex opere operato (или opus operato) — принцип, которым Римская церковь объясняет действие благодати через преподаваемые ею таинства вне зависимости от личных достоинств тайносовершителя.

      В православном богословии считается, что действие дара благодати зависит от состояния принимающего этот дар; возможно и "причастие в осуждение". Примером такого осуждения является причастие Иуды Искариота «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13, 27).

      Отрицание и критика таинств

      Из всех таинств наибольшей критике подверглось покаяние. Протестантские теологи осуждали его на том основании, что исповедь, по их мнению, подразумевает зависимость верующего от священника и церковной иерархии. Данная концепция, уже в аспекте формирующейся психологической зависимости, была развита в психологии, в частности, в психоанализе.

      • Толстой, Лев Николаевич отрицал все семь таинств.

      Влияние

      Анализ организации системы таинств христианской церкви повлиял на вероучение некоторых новых религиозных движений. Так, в религиозную практику саентологов был включен так называемый «одитинг», процедура, калькированная с таинства исповеди и часто критикуемая представителями Русской православной церкви как процедура, направленная на формирование стойкого психологического привыкания.


      Просмотров: 277    Создан: 2016-12-17    Источник: Википедия

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Российская империя

      Российская империя (дореф. русск. Россійская Имперія; также Российское государство или Россия).


      Создан: 2010-07-30

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх