Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Сергей Петрович Боткин

      Сергей Петрович Боткин (5 (17) сентября 1832, Москва — 12 (24) декабря 1889, Ментона).


      Создан: 2011-03-19

      Великая Отечественная война

      Великая Отечественная война (1941—1945) — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников.


      Создан: 2010-07-02

      Троицкая суббота

      Троицкая суббота — суббота перед Днём Святой Троицы (Троицыным днём).


      Создан: 2016-03-02

      Святослав Всеволодович

      Святослав Всеволодович (27 марта 1196 — 3 февраля 1252) — великий князь владимирский (1246—1248), сын Всеволода Юрьевича.


      Создан: 2010-06-12

      Десятое столетие

      Государственная жизнь усложняется. Во внешней политике разрешаются вопросы: Польский, турецкий или восточный.


      Создан: 2011-11-04

      Александра Михайловна Коллонтай

      Александра Михайловна Коллонтай (урождённая Домонтович; 19 (31) марта 1872.


      Создан: 2011-06-26

      Битва при Лесной

      Лесная — белорусская деревня в Славгородском районе Могилевской области, близ которой 28 сентября (9 октября) 1708 года.


      Создан: 2010-08-12

      Йошкар-Ола

      Йошкар-Ола (луговомар. Йошкар — «красный», Ола — «город» — «Красный Город», устар. Чарла.


      Создан: 2011-01-25

      Раифский Богородицкий монастырь

      Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской православной церкви.


      Создан: 2016-03-21

      С-400

      «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности.


      Создан: 2014-05-22

      Главная страница » Христианство » Житийная икона из Кальбенштайнберга

      Житийная икона из Кальбенштайнберга

      Житийная икона из Кальбенштайнберга

      Житийная икона из Кальбенштайнберга (на нем.)

      Дата появления:

      Ранее 1613 года

      Иконографический тип:

      Житийная икона

      Местонахождение:

      Кальбенштайнберг (на нем.)

      Житийная икона Федора Стратилата из Кальбенштайнберга — один из иконописных памятников XV века. Он хранится в Кальбенштайнберге (на нем.), недалеко от Нюрнберга (Германия). Этот образ является произведением новгородской иконописной школы, он широко изучен силами немецких исследователей иконописи.

      Как в среднике иконы, так и в клеймах сосуществуют два момента — верность канону и пристрастием к новаторским нововведениям. По мнению исследователей, икона выполнена мастером, который принадлежал к самобытной развитой иконописной школе, особенностью которой было развитие художественного мастерства.

      Описание иконы

      Средник иконы

      На среднике иконы святой изображён фронтально, в рост. В его руках — классические атрибуты: поднятая правая рука держит семиконечный красный крест, а опущенная левая — вертикально стоящее коричневое копьё. За правым плечом воина изображён серебряный оперенный шлем, за левым находится круглый жёлтый щит украшенный маской льва, ощерившего пасть. Святой одет в доспехи — это светло-коричневая кираса, которая имеет серебряное оплечье, оковы на груди и золотые пластины на плечах и ниже пояса. Поверх кирасы идёт жёлтая с чёрными полосками перевязь, которая скреплена на груди щитком-медальоном с изображением Спаса Нерукотворного. Поверх этого одет короткий хитон малинового цвета с золотыми поручами и коричневым подолом. С подола свешиваются две пары серебряных гирек, а внизу видна зеленая подкладка хитона. Завершает одеяние плащ зеленого цвета, который перевязан пышным узлом на левом плече, он спускается с правого плеча потоком складок прихотливого рисунка. Порты святого кораллово-малинового оттенка, под коленями — золотые подвязки. На ногах — коричневые с золотым ассистом сапоги.

      Фигура святого выполнена стройной, пропорциональной, с прочной постановкой ног. Лик святого классически правилен и узнаваем: брови длинные, высоко поднятые, прорисованы почти циркульными дугами. Нос прямой удлинённый, уста небольшие, между бровями складка, на щеках — впадинки. Причёска святого представляет собой классическое изображение — пышная шевелюра, нависающие надо лбом волосы, причёска из правильных завитков, с двумя прядками за ушами. В соответствии с каноном выполнена борода, расчёсанная на пять прядей, и эти признаки делают святого Феодора легко узнаваемым. Позем темно-зеленый, фон иконы золотой.

      Сюжеты клейм

      Клейма иконы достаточно крупные, по сравнению с классической иконой из Переславля их количество небольшое. В некоторых клеймах изображено по несколько событий. Сюжетная линия клейм включает в себя рождество Феодора Стратилата, которое в житии не отражено, и при этом не включает события, произошедшие после смерти святого.

      Верхний ряд

      Сюжет

      Комментарии

      1

      Рождество Феодора

      По своей композиции такое клеймо часто изображается на житийных иконах, начиная жития на множестве икон других святых

      2

      Сон Феодора

      Сон Феодора в пустынной местности на север от Евхаита, где он оказался, чтобы избавить население города от обитавшего там дракона, который ежедневно поедал «человека или зверя». Пробуждение Феодора «благочестивой женой» Евсевией, и предупреждение об опасности сна в этом месте

      3

      Бой Феодора

      Феодор, облачённый в воинские доспехи, бьётся со змеем, который выползает из чёрной расщелины

      4

      Письмо Феодора

      Царь Ликиний отправляет письмо Феодору, в котором велит явится к нему, царский посланец появляется у Феодора, святой пишет ответное письмо, приглашая царя в Ираклию

      Второй ряд

      5

      Феодор встречает Ликиния

      Феодор для встречи царя Ликиния выехал за город. Они обнимаются не сходя с коней. Сзади царя шествуют его конники. На переднем плане двое конников везут с собой языческие статуи (изображения статуй сильно подпорчены временем, но при сопоставлении с гравюрой в книге Додерляйна становятся понятны детали)

      6

      Ликиний вручает Феодору идолов, Феодор разбивает статуи, Феодор раздаёт обломки

      В следующем клейме одновременно даны три сюжета. Слева: Ликиний в окружении свиты вручает серебряную статую Феодору для жертвоприношения. Справа: Феодор в своём трёхверхом доме, который стоит на возвышении, разбивает молотком статуи на столе. Середина: Федор раздаёт обломки золотых и серебряных статуй нищим из наполненной корзины. При этом один из нищих, в высокой шапке с отворотами, одетой поверх белого платка, получает голову статуи Артемиды из рук святого

      Третий ряд

      Сюжет

      Комментарии

      7

      Наказание святого Феодора

      Это клеймо, как и другие, детально прорисовано. Святой Феодор, одетый в один набедренник, лежит на гладкой плите лицом вниз. Его мучают три палача — один бьёт святого кистенём (кистень дотошно прорисован, изображены металлические шары с шипами). Два других бьют святого прутьями.

      8

      Феодор в темнице

      Феодор в темнице, к нему пришёл царь Ликий. Феодор отказывается отречься от своей христианской веры. В ответ царь велит распять его

      Нижний ряд

      9

      Мучение Феодора на кресте

      Царь напротив, в окружении свиты, смотрит на мучения Феодора

      10

      Избавление святого Ангелом от страданий

      Слева изображён город. Справа: крест, поставленный в пустынной гористой местности. Середина: — Феодор стоит в своей одежде, рядом Ангел, который обнимает и лобзает его

      11

      Святой освобождает узников

      Святой словом освобождает узников из заточения. За спиной святого — поддерживающие его жители

      12

      Усекновение главы святого

      Феодор принимает смерть по своей воле. Слева: святой одет в хитон без плаща. Он стоит, сложив руки в молитве, склонившись в сторону царя. Палач одет в плащ и перевязь, он высоко занёс длинный меч. Справа: Царь сидит на троне, подбоченившись левой рукой и подняв правую руку с указующим перстом. Он изображён на фоне города, окружённый своими воинами

      Художественное исполнение иконы

      Специалисты высоко оценивают мастерство неизвестного иконописца. Предварительный рисунок иконы выполнен чёрной краской по грунту, этот рисунок точен и детален. Иконописец при работе над иконой скрупулёзно следует намеченному рисунку, не делая никаких изменений в процессе работы. С первоначальной раскладки красок рисунок приобретает яркость и насыщенность, краски, несмотря на прозрачность, сочетаются друг с другом по глубине и по тону.

      При проработке иконы рисунок приобретает черты, которые заданы местной иконописной школой. Это относится и к технике исполнения и к цветам: широко используются оттенки жёлтых, зелёных и коричневых цветов. Особенно заметно пристрастие художника к оттенкам красного цвета.

      В отличие от других житийных икон святого, на этой иконе клейма большого размера, что позволило иконописцу акцентировать внимание на деталях житийных клейм. Был использован приём противопоставления клейм на диагоналях:

      • По диагонали северо-запад↔юго-восток расположены первое и последнее клейма: рождение и добровольная казнь.
      • По диагонали северо-восток↔юго-запад расположены четвёртое и одиннадцатое клейма, на которых изображены решение о исповедании веры и вершина страданий.

      Исследования иконы

      Гравюра иконы из книги Иоганна-Александра Додерляйна (на нем.)

      Житийная икона святого Феодора Стратилата хранится в евангелическо-лютеранской церкви святых Марии и Христофора в Кальбенштайнберге примерно с 1613 года. Сама церковь долгое время принадлежала семье Rieter, которая владела деревней с XV века, один из представителей этой семьи, Филипп Ритер (1566—1633 или 1635), долгое время воевал на территории нынешней Восточной Европы. Скорее всего, он и привёз русскую икону на родину: существует подробный список имущества 1613 года, в котором этой иконы нет.

      При этом в начале XVIII века икону исследовал учёный Иоганн-Александр Додерляйн (на нем.), и, по его заключению, на тот момент икона провела в этой деревне не меньше полувека. Из этого можно сделать вывод о том, что икона могла появиться там вскоре после 1613 года. Его книга 1724 года стала первым в мировой истории исследованием произведений русской иконописи. Позже икона была упомянута в «Географическом статистическо-топографическом лексиконе Франконии», 1801 года.

      Икона была отреставрирована в конце XIX века, работы включали в себя удаление защитного покрытия, которое к тому времени сильно потемнело. Кроме того, тонировкой были восполнены места утрат красочного слоя. Следующая реставрация проведена в 1929 году для укрепления иконной доски, вместе с этим снова проводилось тонирование «исключительно по утратам». В процессе этих работ были выполнены исследования иконы.

      Примерно в то же время, в 1925 году в одном из путеводителей серии «Художественные памятники Баварии» икона была рассмотрена как произведение искусства. Она была датирована началом XVI века, к тому же исследователями в К. Гребером и Ф. Мадером был сделан вывод о том, что она выполнена в традициях новгородской школы иконописи, опубликованный в 1937 году. Эта дата была уточнена в диссертации X. Лозе 1976 года, где икона изучалась с историко-филологической точки зрения. Он предложил тщательно обоснованную датировку иконы. В 1976 году также вышла книга В. Шперля, в которой он заново обосновал атрибуцию 1937 года. Эти утверждения по датировке и атрибуции иконы специалисты считают наиболее убедительными и придерживаются этих положений на настоящий момент, при этом отмечая, что есть возможность альтернативной атрибуции и датировки.


      Просмотров: 505    Создан: 2016-09-08    Источник: Википедия

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Российская империя

      Российская империя (дореф. русск. Россійская Имперія; также Российское государство или Россия).


      Создан: 2010-07-30

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх