Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Дивеевский монастырь

      Серафимо-Дивеевский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви.


      Создан: 2016-03-28

      Сталин Иосиф Виссарионович

      Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 (18) декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879).


      Создан: 2010-06-22

      Бой у мыса Сарыч

      Бой у мыса Сарыч— боевое столкновение Российской черноморской эскадры с немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». Произошло 5ноября 1914.


      Создан: 2010-10-08

      Спасо-Преображенский собор (Нижегородский кремль)

      Спасо-Преображенский собор — несохранившийся кафедральный собор Нижегородской и Арзамасской епархии.


      Создан: 2016-07-19

      Храм Христа Спасителя

      Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви.


      Создан: 2015-12-15

      Василий Васильевич Кандинский

      Василий Васильевич Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция).


      Создан: 2011-06-06

      Храм Преображения Господня в Богородском

      Храм Преображения Господня в Богородском — православный храм Воскресенского благочиния.


      Создан: 2016-07-07

      Лжедмитрий

      Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в сношениях с иностранными государствами — император Димитрий.


      Создан: 2010-06-07

      Ил-76

      Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid«Искренний», жаргонн. «Улыбашка», «Улыбайка»).


      Создан: 2012-02-05

      Ключевский Василий Осипович

      Василий Осипович Ключевский (16 (28) января 1841, село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 (25) мая 1911.


      Создан: 2011-06-16

      Главная страница » Христианство » Ветхий Завет » христианство,иудаизм,Библия

      Ветхий Завет

      Ветхий Завет

      Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) часть христианской Библии, заимствованная в христианстве из Танаха (древнего еврейского Священного Писания) и в православии и католицизме из других древних еврейских религиозных книг. В Ветхий Завет во всех христианских конфессиях входит 39 книг Танаха, являющегося общим священным текстом иудаизма и христианства. Кроме того, в православии и католицизме в Ветхий Завет включаются дополнительные книги, в православии называемые неканоническими, в католицизме — второканоническими. В протестантизме дополнительные книги в Ветхом Завете отсутствуют, и состав книг Ветхого Завета полностью соответствует составу книг Танаха.

      Книги Танаха были написаны в период с XIII по V в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке. Неканонические или второканонические книги написаны в последние четыре века до н.э., отчасти на древнееврейском, отчасти на древнегреческом языках. В дальнейшем, в период с III века до н. э. по I век до н. э., книги, написанные на древнееврейском, были переведёны на древнегреческий язык. Этот перевод (Септуагинта) использовался ранними христианами при формировании Ветхого Завета и сыграл важную роль в становлении христианского канона.

      Происхождение термина

      Термин «Ветхий Завет» является калькой c др.-греч. Παλαιὰ Διαθήκη на старославянский (ст.-слав. ветъхъ — «старый», «древний»). Древнегреческое слово παλαιὰ означает буквально «прежний, тот что был раньше», а διαθήκη означает «завещание», «соглашение», «договор» или «завет». Этим словом создатели Септуагинты передавали древнееврейское ברית (брит, «договор, соглашение»).

      В библейском мире «завет» (ивр. ‏ברית — "брит") был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв. Завет, заключённый между людьми, часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире. Такой завет мог быть договором между частными лицами (Быт. 31:44, 1Цар. 18:3), соглашением между царём и частным лицом (Быт. 21:27, 2Цар. 3:12) или договором между царями или государствами (2Цар. 5:1-3, 3Цар. 15:19). Другой тип завета означал торжественное обещание одностороннего характера, своего рода «присягу», при которой одна из сторон обязывалась выполнять определённые действия (4Цар. 23:3). Особым видом являлся завет, заключаемый между Богом и человеком. Такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на Ближнем Востоке (Быт. 9:1-17).

      Впервые термин «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαιὰ Διαθήκη) появляется в 2Кор. 3:14, где он связывается с Моисеевым Законом, записанным в Пятикнижии, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательства, наложенные Богом на народ (ср. Евр. 9:1). В аллегории о Сарре и Агари (Гал. 4:25) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет — новому завету для Израиля, который уже не является наложенным обязательством, но основан на живых взаимоотношениях между Богом и человеком.

      В отношении книг иудейского Священного Писания и христианских произведений термины «Ветхий Завет» (Παλαιὰ Διαθήκη) и «Новый Завет» (Καινή Διαθήκη) появились впервые во II в. н. э. в работах раннехристианских писателей (Мелитон Сардийский, Ориген).

      Цитата из статьи

      Мелитон брату Онисиму привет. По усердию к нашей вере ты часто просил меня сделать тебе выборки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и ко всей нашей вере; ты хотел в точности узнать число ветхозаветных книг и порядок, в каком они расположены. Я постарался выполнить твоё желание, зная твою ревность к вере и любознательность к её учению; ты считаешь это самым важным, любя Бога и трудясь для вечного спасения. Я отправился на Восток и дошёл до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список. Вот их названия: пять книг Моисеевых — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, или книга Премудрости, Екклезиаст, Песнь песней, Иов; пророки: Исаия, Иеремия и двенадцать в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг

      Цитата из статьи

      Согласно христианской традиции, разделение Священного Писания на Новый и Ветхий Заветы основано на стихах из Книги пророка Иеремии (Иер. 31:31).

      Цитата из статьи

      Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.

      Цитата из статьи

      Содержание Ветхого Завета (Танах)

      Пятикнижие (Тора)

      От создания мира и человека до прихода евреев в Моав. В этой книге описаны: грехопадение, изгнание из рая Адама и Евы, всемирный потоп и Ноев ковчег, жизнь Авраама, Исаака и Иакова. Иосиф в Египте. Разделение Израиля на колена.

      Пророки (Невиим)

      От завоевания Ханаана до разделения Израиля на два царства.

      События: расселение колен Израилевых, основание царства, правление Давида и Соломона. Основание Иерусалима и строительство Первого Храма. Разделение Израиля на два царства.

      Писания (Ктувим)

      От разделения царств до восстановления Второго Храма.

      Вавилонское пленение, разрушение Первого Храма. В 515 г.до н.э. – постройка Второго Храма Зоровавелем после падения Вавилона. События книги Эсфирь в правление Артаксеркса (465—424 гг. до н.э.). Пророки Даниил, Ездра, Неемия.

      Авторство

      Книги Ветхого Завета были написаны несколькими десятками авторов на протяжении многих веков. Большинство книг имели, согласно традиции, своих авторов, которые и были указаны в названии книги. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения о том, что большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами.

      Источники текста

      Текст Ветхого Завета дошёл до нас во многих древних и средневековых манускриптах, используемых в современных изданиях. Сюда входят тексты на древнееврейском языке и древние переводы, среди которых наиболее важными являются Септуагинта — перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в III—I веках до н. э., Вульгата — перевод на латынь, сделанный Иеронимом Стридонским в конце IV — начале V века н.э., таргумы — переводы на арамейский язык и Пешитта — перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э.

      Среди манускриптов на древнееврейском языке важное место занимают средневековые манускрипты масоретского текста — официального текста иудаизма, среди которых наиболее авторитетными считаются Ленинградский и Алеппский кодексы. Самыми древними источниками текста Ветхого Завета являются Кумранские рукописи, содержащие фрагменты всех книг Ветхого Завета, за исключением книг Есфири и Неемии, а также полный текст книги пророка Исайи.

      Важное место среди источников Ветхого Завета занимает Самаритянское Пятикнижие — древнееврейский текст Пятикнижия, записанный одной из разновидностей палеоеврейского письма (самаритянское письмо) и сохранённый самаритянской общиной.

      Церковнославянские переводы Ветхого Завета — Геннадиевская Библия, Острожская Библия и Елизаветинская Библия были выполнены с Септуагинты. Современные русские переводы — Синодальный перевод и перевод Российского Библейского Общества сделаны на основании масоретского текста.

      Канон Ветхого Завета

      Иудейский и Александрийский каноны

      Канон Ветхого Завета — совокупность ветхозаветных книг, признающихся Церковью боговдохновенными (то есть содержащими непреложную истину). Перечисление канонических ветхозаветных книг встречается уже в доксографии Оригена. Боговдохновенность книг ветхозаветного канона, а также преемственность его, отмечаются в Новом Завете (2Пет. 1:21), а также раннехристианскими историками и богословами.

      В настоящее время существуют три канона Ветхого Завета, отличающиеся по составу и происхождению:

      • Иудейский канон (Танах), сформировавшийся до н. э. в иудаизме; и принятый в Православной церкви и Протестантских церквях.
      • Католический канон, основанный иудейском каноне и второканонических книгах, находящихся в переводе Семидесяти (Септуагинта или Александрийский канон), но не входящих в иудейский канон.

      В истории формирования канона Ветхого Завета очевидным образом выделяются два этапа: формирование канона в иудейской среде и принятие этого канона христианской Церковью.

      Иудейский канон

      Иудейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

      • Закон или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево
      • Пророки или Невиим, включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.

      Невиим подразделяются, в свою очередь, на три раздела.

        • Древние пророки: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)
        • Поздние пророки, включающие 3 книги «больших пророков» (Исайи, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.
      • Писания или Ктувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.

      В составе Ктувим выделяется сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

      Первые буквы названий этих трёх частей Писания (Тора, Невиим, Ктувим) в составе иудейского канона составляют слово Танах. Иудейская традиция часто именует книги по их первому слову.

      Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Евангелист Лука в последней главе своего Евангелия приводит слова Иисуса: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах» (Лк. 24:44). Однако в большинстве случаев евангелисты используют выражение «закон и пророки». Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (ок. 20 до н. э. — ок. 50 н. э.) и Иосиф Флавий (37 н. э. — ?).

      Условно книги Судей и Руфь, Иеремии и Плач Иеремии, Ездры и Неемии попарно считаются как одна книга по общему автору, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22, по числу букв еврейского алфавита. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Все книги иудейского канона изначально были общепризнанными во всех христианских общинах.

      Александрийский канон (Септуагинта)

      Александрийский канон (Септуагинта) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии, придерживавшихся эллинистического иудаизма, и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он отличается от иудейского Танаха по их расположению и отдельным текстам, а также по составу включаемых книг.

      После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.

      Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:

      • Законоположительные книги (Пятикнижие) (Бытие-Второзаконие)
      • Исторические книги (Книга Иисуса Навина-Есфирь)
      • Учительные (поэтические) книги (Книга Иова-Книга притчей Соломоновых-Книга Екклесиаста)
      • Пророческие книги (Книга пророка Исайи-Книга пророка Малахии)

      Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, Вторая книга Паралипоменон включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2Пар. 36:24 слл). В книге Есфирь добавлены Пролог (следует перед 1-й главой книги), список указа Артаксеркса об уничтожении иудеев (следует между 13-м и 14-м стихом 3-й главы книги), молитва Мардохея и Есфири (следует в завершении 4-й главы книги) и список 2-го указа Артаксеркса, отменяющий его первый указ (следует между 12-м и 13-м стихом 8-й главы). В книге пророка Даниила добавлены: песнь 3-х отроков в пещи (следует между 23-м и 24-м стихами 3-й главы, соответствует 24-91 стиху в русском полном Синодальном переводе) и 2 дополнительные главы — 13-я о Сусанне и 14-я о Виле и драконе. В Псалтирь добавлен последний 151 псалом. Целиком отсутствуют в еврейской Библии, но имеются Септуагинте книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, Вторая книга Ездры и Маккавейские книги.

      Славянская и русская Библия в составе «Ветхого Завета» насчитывает 39 канонических (книги Танаха) и 11 неканонических книг, отличаясь этим от Римско-Католической Церкви, насчитывающей в Новой Вульгате 39 книг Танаха и 7 второканонических книг (книги Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книгу пророка Варуха вместе с Посланием Иеремии, первую и вторую книгу Маккавейские), которые признаны в католицизме одинаковой авторитетности с книгами иудейского канона и богодухновенными.

      Протестантский канон

      В эпоху Реформации господствующее на Западе представление о каноничности и авторитете библейских книг подвергается радикальному пересмотру. Якоб ван Лисвельдт (Jacob van Liesveldt) в 1526 г. и Мартин Лютер в 1534 г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название апокрифы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н. э. — I в. н.э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны.

      Книги Ветхого Завета

      Книги Танаха

      Книги Танаха одинаковы во всех христианских конфессиях (без учета перевода и наличия дополнительных отрывков) и признаны в них каноническими (богодухновенными). Дополнительные отрывки в этих книгах имеются в православных и католических изданиях Ветхого Завета, но отсутствуют в протестантских изданиях. В католицизме эти дополнения признаны богодухновенными, в православии — небогодухновенными.

      Название в славянской и русской Библии

      Название в Новой Вульгате

      Название в англоязычных изданиях Библии

      Название в греческой Библии

      Рус.

      Англ.

      Название в Танахе

      Пятикнижие

      Книга Бытия

      Genesis

      Genesis

      Γένεσις

      Быт.

      Gen

      בְּרֵאשִׁית

      Книга Исход

      Exodus

      Exodus

      Ἔξοδος

      Исх.

      Ex

      שְׁמוֹת

      Книга Левит

      Leviticus

      Leviticus

      Λευϊτικòν

      Лев.

      Lev

      וַיִּקְרָא

      Книга Числа

      Numeri

      Numbers

      Ἀριθμοὶ

      Чис.

      Num

      בְּמִדְבַּר

      Второзаконие

      Deuteronomii

      Deuteronomy

      Δευτερονόμιον

      Втор.

      Deut

      דְּבָרִים

      Книга Иисуса Навина

      Iosue

      Joshua

      Ἰησοῦς

      Нав.

      Josh

      יְהוֹשֻׁעַ

      Книга Судей Израилевых

      Iudicum

      Judges

      Κριταὶ

      Суд.

      Judg

      שׁוֹפְטִים

      Книга Руфь

      Ruth

      Ruth

      Ροὺθ

      Руф.

      Ruth

      רוּת

      Первая книга Царств

      I Samuelis

      1 Samuel

      Βασιλειων Α

      1Цар

      1Sam

      שְׁמוּאֵל א׳

      Вторая книга Царств

      II Samuelis

      2 Samuel

      Βασιλειων Β

      2Цар

      2Sam

      שְׁמוּאֵל ב׳

      Третья книга Царств

      I Regum

      1 Kings

      Βασιλειων Γ

      3Цар

      1Kings

      מְלָכִים א׳

      Четвёртая книга Царств

      II Regum

      2 Kings

      Βασιλειων Δ

      4Цар

      2Kings

      מְלָכִים ב׳

      1-я Паралипоменон

      I Paralipomenon

      1 Chronicles

      Παραλειπομένων Α

      1Пар

      1Chron

      דִּבְרֵי הַיָּמִים א׳

      2-я Паралипоменон

      II Paralipomenon

      2 Chronicles

      Παραλειπομένων Β

      2Пар

      2Chron

      דִּבְרֵי הַיָּמִים ב׳

      Книга Ездры

      Esdrae

      Ezra

      Ἒσδρας Β

      Езд

      Ezra

      עֶזְרָא

      Книга Неемии

      Nehemiae

      Nehemiah

      Νεεμιας

      Неем

      Neh

      נְחֶמְיָה

      Книга Есфирь

      Esther

      Esther

      Ἐσθὴρ

      Есф

      Esther

      אֶסְתֵּר

      Книга Иова

      Iob

      Job

      Ἰῶβ

      Иов

      Job

      אִיּוֹב

      Псалтирь

      Psalmorum

      Psalms

      Ψαλμοὶ

      Пс / Псал

      Ps

      תְּהִלִּים

      Книга притчей Соломоновых

      Proverbiorum

      Proverbs

      Παροιμιαι

      Прит

      Prov

      מִשְׁלֵי

      Книга Екклесиаста

      Ecclesiastes

      Ecclesiastes

      Ἐκκλησιαστὴς

      Екк

      Eccles

      קֹהֶלֶת

      Песнь песней Соломона

      Canticum Canticorum

      Song of Solomon (Song of Songs)

      ᾎσμα

      Песн

      Song

      שִׁיר הַשִּׁירִים

      Книга пророка Исаии

      Isaiae

      Isaiah

      Ἠσαΐας

      Ис / Исаи

      Is

      יְשַׁעְיָהוּ

      Книга пророка Иеремии

      Ieremiae

      Jeremiah

      Ιερεμίας

      Иер

      Jer

      יִרְמְיָהוּ

      Плач Иеремии

      Lamentationes

      Lamentations

      Θρῆνοι

      Плач

      Lam

      אֵיכָה

      Книга пророка Иезекииля

      Ezechielis

      Ezekiel

      Ἰεζεκιὴλ

      Иез

      Ezek

      יְחֶזְקֵאל

      Книга пророка Даниила

      Danielis

      Daniel

      Δανιὴλ

      Дан

      Dan

      דָּנִיֵּאל

      Книга пророка Осии

      Osee

      Hosea

      Ὡσηὲ

      Ос

      Hos

      הוֹשֵׁעַ

      Книга пророка Иоиля

      Ioel

      Joel

      Ἰωὴλ

      Иоил

      Joel

      יוֹאֵל

      Книга пророка Амоса

      Amos

      Amos

      Ἀμὼς

      Амос

      Amos

      עָמוֹס

      Книга пророка Авдия

      Abdiae

      Obadiah

      Ἀβδιοὺ

      Авд

      Obad

      עֹבַדְיָה

      Книга пророка Ионы

      Ionae

      Jonah

      Ἰωνᾶς

      Иона

      Jon

      יוֹנָה

      Книга пророка Михея

      Michaeae

      Micah

      Μιχαίας

      Мих

      Mic

      מִיכָה

      Книга пророка Наума

      Nahum

      Nahum

      Ναοὺμ

      Наум

      Nahum

      נַחוּם

      Книга пророка Аввакума

      Habacuc

      Habakkuk

      Αμβακοὺμ

      Авв

      Hab

      חֲבַקּוּק

      Книга пророка Софонии

      Sophoniae

      Zephaniah

      Σοφονίας

      Соф

      Zeph

      צְפַנְיָה

      Книга пророка Аггея

      Aggaei

      Haggai

      Ἁγγαῖος

      Агг

      Hag

      חַגַּי

      Книга пророка Захарии

      Zachariae

      Zechariah

      Ζαχαρίας

      Зах

      Zech

      זְכַרְיָה

      Книга пророка Малахии

      Malachiae

      Malachi

      Μαλαχίας

      Мал

      Mal

      מַלְאָכִי

      Дополнительные отрывки в канонических книгах в православных и католицических изданиях Ветхого Завета имеются в книге Есфирь (Есф. 1:1, Есф. 3:13, Есф. 4:17, Есф. 5:1-2, Есф. 8:12, Есф. 10:3), в книге пророка Даниила: молитва Азарии и песнь трёх отроков (Дан. 3:24-90), повесть о Сусанне (Дан. 13), история о Виле и Драконе (Дан. 14). Кроме того, в православные издания Ветхого Завета входят 151-й Псалом (Пс. 151) и молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон (2Пар. 36:24).

      Дополнительные книги Ветхого Завета

      Кроме канонических книг, в православные и католические издания Ветхого Завета входят дополнительные книги, число которых различно в различных Библиях. В славяно-русской Библии эти книги называются неканоническими, в католицизме — второканоническими. В католицизме эти книги признаны богодухновенными, в православии — небогодухновенными (но полезными и назидательными), в протестантизме считаются исключительно человеческими произведением и не входят в число книг Ветхого Завета. Десять неканонических книг славяно-русской Библии взяты из Септуагинты (переведены с греческого), Третья книга Ездры переведена с латинского.

      В таблице приведены названия дополнительных книг Ветхого Завета в славяно-русской Библии, греческой Библии и Новой Вульгате. Кроме того, в греческой Библии имеется Четвёртая книга Маккавейская (Μακκαβαίων Δ), помещаемая в Приложение.

      Дополнительные книги Ветхого Завета

      Русское название

      Славянская и русская Библия

      Название в греческой Библии

      Название в Новой Вульгате

      Название в Новой исправленной стандартной версии Библии (отдельный раздел)

      Вторая книга Ездры

      Есть

      Έσδρας Α

      Нет

      1 Esdras

      Книга Товита

      Есть

      Τωβίτ

      Thobis

      Tobit

      Книга Иудифи

      Есть

      Ιουδίθ

      Iudith

      Judith

      Книга Премудрости Соломона

      Есть

      Σοφία Σολομώντος

      Sapientiae

      Wisdom of Solomon

      Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

      Есть

      Σοφία Σειράχ

      Ecclesiasticus

      Sirach (Ecclesiasticus)

      Послание Иеремии

      Есть

      Επιστολή Ιερεμίου

      Epistula Jeremiae (входит шестой главой в книгу Варуха)

      Letter of Jeremiah

      Книга пророка Варуха

      Есть

      Βαρούχ

      Baruch

      Baruch

      Первая книга Маккавейская

      Есть

      Μακκαβαίων Α

      I Maccabaeorum

      1 Maccabees

      Вторая книга Маккавейская

      Есть

      Μακκαβαίων Β

      II Maccabaeorum

      2 Maccabees

      Третья книга Маккавейская

      Есть

      Μακκαβαίων Γ

      Нет

      3 Maccabees

      Четвёртая книга Маккавейская

      Нет

      Μακκαβαίων Δ (в приложении)

      Нет

      4 Maccabees

      Третья книга Ездры

      Есть

      Нет

      Нет

      2 Esdras

      Библейская критика Ветхого Завета

      Библейская критика исследует непосредственно текст Библии для определения авторства, времени составления и авторских намерений. Её следует отличать от критики Библии, отрицающей её как источник информации или кодекс нравственного поведения, так как она может содержать ошибки перевода.

      В XVII в. Томас Гоббс собрал все имеющиеся доказательства того, что Моисей не мог написать основной объём Торы. Вскоре после этого Барух Спиноза опубликовал критический анализ, в котором утверждал, что проблемные места Библии — не единичные случаи, которые можно разобрать один за другим, а общее место во всех пяти книгах: «То, что Пятикнижие написано не Моисеем — ясно, как солнце в полдень».

      Тексты и переводы

      Ветхий Завет Славянской Библии переведён с Септуагинты, но на этот перевод накладываются многочисленные влияния со стороны Вульгаты. В Синодальном переводе Библии на русский язык, выполненном в XIX веке, канонические книги Ветхого Завета переведены с еврейской Библии (масоретского текста), но в отдельных случаях с Септуагинты (например, Ис. 7:14), десять неканонических книг переведены с греческого (Септуагинты), но одна (3-я книга Ездры) переведена с латинского. В Русской православной церкви Синодальный перевод в богослужении не используется.


      Просмотров: 260    Создан: 2017-06-18    Источник: Википедия

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх