Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Сергиев Посад

      Сергиев Посад — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр.


      Создан: 2012-04-27

      Международный женский день

      Международный женский день — праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день».


      Создан: 2016-03-19

      Орехово-Зуево

      Орехово-Зуево — город областного подчинения в Московской области России, в 89 км к востоку от Москвы, на реке Клязьме.


      Создан: 2011-02-27

      Смоленское сражение 1941

      Смоленское сражение — комплекс оборонительных и наступательных действий советских войск против немецкой группы армий «Центр».


      Создан: 2010-11-26

      Освобождение Вены

      Освобождение Вены — одна из наступательных операций завершающих Великую Отечественную войну.


      Создан: 2013-11-11

      Битва за Кавказ 1942-1943

      Битва за Кавказ — сражение вооружённых сил нацистской Германии, Румынии и Словакии против СССР.


      Создан: 2013-10-31

      Дворовой

      Дворовой — домашний дух, который обитал в хлеву и имел облик маленького человечка.


      Создан: 2015-11-26

      Советско-финская война 1939-1940

      Советско-финская война 1939—1940 годов — вооружённый конфликт между СССР и Финляндией.


      Создан: 2013-11-24

      Заря

      Заря — световое явление, возникающее при восходе и заходе солнца, время совершения магических действий.


      Создан: 2015-11-28

      Рейд 21-й танковой бригады на Калинин

      Рейд 21-й отдельной танковой бригады на Калинин — боевая операция советских войск, проведённая 17 октября 1941 года.


      Создан: 2015-10-21

      Главная страница » Вооружения » Ми-4


      Ми-4

      Ми-4

      Вертолет Ми-4

      Тип:

      Многоцелевой вертолёт

      Разработчик:

      ОКБ М. Л. Миля.

      Производитель:

      САЗ, Казанский авиазавод, Harbin.

      Первый полёт:

      3 июня 1952 года

      Начало эксплуатации:

      1953 год

      Основные эксплуатанты:

      СССР (бывший) Польша (бывший) КНР (бывший) КНДР

      Годы производства:

      СССР: 1952 — 1966, КНР: 1963 — 1979

      Единиц произведено:

      ~3900 (включая Z-5)

      Варианты:

      Harbin Z-5

      СОДЕРЖАНИЕ
      История
      Модификации
      Лётно-технические характеристики
      Эксплуатанты
      Военные
      Гражданские
      Катастрофы и аварии
      Боевое применение
      Сохранившиеся экземпляры
      Интересные факты
      В культуре
      Почтовые марки

      Ми-4 (по классификации НАТО: Hound) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.

      Был первым военно-транспортным вертолётом вооруженных сил СССР. Имел такую же компоновку как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащенный грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.

      В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора.

      Harbin Z-5, китайская лицензионная копия Ми-4, до сих пор стоит на вооружении вооруженных сил КНДР.

      История

      Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951 г. морского десанта в Инчоне.

      Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок - в течение одного года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый опытный вертолет БД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил первый полет (летчик-испытатель В.В. Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.

      Пассажирский вертолет Ми-4П

      По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Сикорский 5-55, созданного в 1949 г., вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600 кг, в том числе пушку калибром 57 мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом - решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром 12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка - специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250 кВт,1700 л. с., разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова.

      Многоцелевой вертолёт Ми-4

      При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953 - 1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 - 1979 гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955 ,г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции "Северный полюс-5" протяженностью более 5000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956 - 1965 гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м, а в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой медали.

      Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1950 г. на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954 г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.

      В 1956 г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961-1962 гг. в Индии, в 1965 г. в Пакистане, в 1960-1975 гг. в Ираке, в Эфиопии в 1971-1980 гг. и других странах, а в 1978 г. в Афганистане, где они вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и. Ми-24. По данным на середину 1995 г., в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4: Албания - 18, Алжир - 30, Афганистан - 12, Болгария - 14, Венгрия - 40, Вьетнам - 30, Ирак - 40, Йемен - 4, КНР - 350, Куба - 5, Судан -10 и др.

      Ми-4М - противолодочный вариант вертолёта

      Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4,15х1,70х1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами 1,86х1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0,9х1,45 м, в дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном варианте - для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара. Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С 1957 г. вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой 1200 кг, в перегрузочном варианте - до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая, круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой балкой.

      Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700х850 мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100х150 мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.

      Советский Ми-4П

      Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 г. прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 г. несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце 0,325 м, профиль лопасти МАСА 230.

      Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.

      Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.

      Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака емкостью 1000 л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак емкостью 275 л. Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65 л и маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя.

      Многоцелевой вертолёт Ми-4

      Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин. Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых- обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3,9 - 5,9 мПа, 40 - 60 кг/см2.

      Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.

      Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8 кислородных баллонов емкостью по 1,8 л для раненых.

      Модификации

      Ми-4М - противолодочный вариант вертолёта

      СССР:

      • Ми-4 — базовая модификация.
      • Ми-4П — противолодочный на балоннетах.
      • Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
      • Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация.
      • Ми-4A — основной транспортно-десантный вертолет стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
      • Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
      • Ми-4ГФ
      • Ми-4МЭ
      • Многоцелевой вертолёт Ми-4
      • Ми-4МТ
      • Ми-4ФВ
      • Ми-4Щ
      • Ми-4СП
      • Ми-4ПГ
      • Ми-4СВ
      • Ми-4Н
      • Ми-4ПС
      • Ми-4КК
      • Ми-4КУ
      • Ми-4. Улитинский хребет. Вотчина племени Тафаларов.
      • Ми-4У
      • Ми-4ГР
      • Ми-4ТАРК
      • Ми-4МК
      • Ми-4АВ
      • Ми-4УМ

      КНР:

      • Harbin Z-5 — китайская базовая модификация.
      • Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.

      Лётно-технические характеристики

      Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ми-4А

      • Экипаж: 3 чел.
      • Пассажиры: 16 чел.
      • Диаметр несущего винта: 21 м
      • Диаметр рулевого винта: 3,6 м
      • Длина фюзеляжа: 16,8 м
      • Высота: 4,4 м
      • Масса пустого вертолёта: 4900 кг
      • Нормальная взлётная: 6950 кг
      • Максимальная взлётная: 7600 кг
      • Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг
      • Внутренний запас топлива: 1000+500 кг
      • Силовая установка:
        • Количество, тип, марка: 1 х АШ-82В
        • Мощность: 1 х 1700 л.с.
      • Крейсерская скорость: 140 км/ч
      • Максимальная скорость: 226 км/ч
      • Дальность полёта практическая: 465 км
      • Статический потолок: 1200 м
      • Динамический потолок: 5500 м

      Эксплуатанты

      Страны, в которых Ми-4 состоял на вооружении

      Военные

      • Флаг СССР СССР — широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 Ми-4.
      • Флаг Афганистана Афганистан — 18 Ми-4 состояли на вооружении с 1963 по 1997 год
      • Флаг Албании Албания — 22 Ми-4 (с 1957 года и 37 Z-5 (с 1967 года); сняты с вооружения в 2005 году
      • Флаг Алжира Алжир
      • Флаг Анголы Ангола
      • Флаг Бангладеша Бангладеш — Ми-4 сыграли важную роль в Войне за независимость Бангладеш
      • Флаг Болгарии Болгария
      • Флаг Буркина-Фасо Буркина-Фасо — 4 Ми-4 состояли на вооружении с 1985 по 1989 год
      • Флаг Камбоджи Камбоджа
      • Флаг Камеруна Камерун — 1 Ми-4
      • Флаг Китая КНР — было выпущено 545 Harbin Z-5 (лицензионная копия Ми-4); использовались в сухопутной армии, военно-воздушных силах и морской авиации
      • Флаг Кубы Куба
      • Схема Ми-4
      • Флаг Чехословакии Чехословакия
      • Флаг ГДР ГДР
      • Флаг Египта Египет
      • Флаг Финляндии Финляндия — 3 Ми-4 состояли на вооружении с 1962 по 1979 год
      • Флаг Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау
      • Флаг Ганы Гана — 1 Ми-4
      • Флаг Венгрии Венгрия
      • Флаг Индии Индия
      • Флаг Индонезии Индонезия
      • Флаг Ирака Ирак
      • Флаг Лаос Лаос
      • Флаг Мали Мали — 4 Ми-4
      • Флаг Монголии Монголия
      • Флаг КНДР КНДР
      • Флаг Польши Польша
      • Флаг Румынии Румыния
      • Флаг Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне
      • Флаг Сомали Сомали
      • Флаг НДР Йемен НДР Йемен
      • Флаг Сирии Сирия
      • Флаг Судана Судан
      • Флаг Вьетнама Вьетнам
      • Флаг Йемена Йемен
      • Флаг Югославии Югославия — 25 Ми-4; сняты с вооружения в конце 1970-х гг

      Гражданские

      • Флаг СССР СССР
      • Флаг Китая КНР
      • Флаг Чехословакии Чехословакия
      • Флаг Румынии Румыния
      • Флаг Монголии Монголия

      Катастрофы и аварии

      Катастрофы и аварии многоцелевого вертолёта Ми-4

      Дата

      Бортовой номер

      Место катастрофы

      Жертвы

      Краткое описание

      11 июня 1957

      Л0514

      Магаданская область, Чукотский АО, 10 км от устья реки Кремянка

      0/11

      отказ техники, недостатки в конструкции

      17 мая 1960

      04311

      Мурманская область, близ Мурманска

      2/3

      Упал в воду и затонул при посадке на ледокол «Ленин».

      19 сентября 1964

      19162

      Якутская АССР, в районе Учура

      2/2

      причины неизвестны

      17 сентября 1965

      19155

      Чукотский АО, в районе реки Кувет

      0/4

      заход на посадку, ошибка экипажа

      24 октября 1968

      38315

      Якутская АССР, 48 км от Якутска

      3/3

      ошибка экипажа, погодные условия

      27 июля 1970

      66863

      Якутская АССР, 22 км от Себян-Кюэля

      3/6

      ошибка экипажа

      17 августа 1972

      01840

      Камчатская область, 70 км севернее пос. Козыревск

      1/6.

      заход на посадку, ошибка экипажа

      28 августа 1973

      38254

      Магаданская область, 15 км западнее пос. Дукат

      5/5

      выполнение авиаработ, погодные условия

      30 апреля 1977

      01821

      Якутская АССР, 135 км севернее н.п. Тенкели

      3/6

      ошибка экипажа, нестандартные причины

      01 июля 1977

      35214

      Якутская АССР, 2,5 км от н.п. Крест-Хальджай

      3/3

      заход на посадку, отказ техники

      19 мая 1978

      35214

      Якутская АССР, Район озера Большое Токо

      1/3

      заход на посадку, ошибка экипажа

      03 октября 1978

      36545

      Якутская АССР, близ н.п. Лабуя

      7/7

      набор высоты, ошибка экипажа

      06 октября 1978

      36545

      Якутская АССР, близ н.п. Казачье

      5/7

      ошибка экипажа, погодные условия

      30 октября 1978

      38313

      Якутская АССР, близ н.п. Казачье

      6/6

      отказ техники

      27 августа 1980

      14104

      Якутская АССР, 92 км от а/п Оймякона

      2/5

      выполнение авиаработ, ошибка экипажа

      03 ноября 1983

      38288

      Магаданская область, Чукотский АО, 137 км от аэропорта Анадырь

      5/5

      отказ техники, ошибка при техническом обслуживании

      02 февраля 1988

      63816

      Читинская область, 53 км восточнее Муи

      8/8

      отказ техники, ошибка при техническом обслуживании

      Боевое применение

      • Подавление венгерского восстания в 1956 году
      • Война за независимость Бангладеш
      • Гражданская война в Эфиопии
      • Гражданская война в Северном Йемене (1962 — 1970)
      • Война Судного дня (1973)
      • Первая гражданская война в Судане
      • Война во Вьетнаме

      Сохранившиеся экземпляры

      Сохранившиеся экземпляры многоцелевого вертолёта Ми-4

      Модификация

      Бортовой номер

      Местонахождение

      Изображение

      Ми-4

      CCCP-48983

      Государственный музей авиации (Киев)

      Ми-4 на авиационном музее в Киеве, Украина

      Ми-4ПС

      CCCP-35277

      Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

      Ми-2 в Музей-авианосец Ульяновск.

      Ми-4Т

      CCCP-14844

      г. Инта, Россия

      Ми-4 на постаменте у аэропорта Инты.

      Ми-4А

      12013

      г. Белград, Сербия

      Ми-4

      Ми-4А

      314

      Lubuskie Muzeum Wojskowe, Польша

      Ми-4А

      Ми-4А

      785

      Luftfahrzeugen der Nationalen Volksarmee, Германия

      Ми-4А армия народных представителей. Расположение: аэро-музей Котбус, Германия.

      Ми-4

      2139

      Flugausstellung Hermeskeil, Германия

      Ми-4

      Ми-4Б

      0538

      Letecké muzeum Kbely, Чехия

      России Миля вертолета Ми-4 используется чехословацкой армии

      Ми-4А

      27

      Museum of Hungarian Aviation, Венгрия

      Ми-4 Советского транспортный вертолет (отображается в венгерском Музей авиации в Сольнок)

      Ми-4

      СССР-31449

      Рижский музей авиации, Латвия

      Ми-4, Рига

      Интересные факты

      • Разработка, летные испытания и внедрение вертолёта в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года.
      • Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащенным встроенным вооружением. В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом ТКБ-481М.
      • Ми-4 был первым вертолётом в СССР, использованым для краново-монтажных работ.
      • В 1955 году на двух Ми-4 был совершен перелет протяженностью более 5000 км из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5».
      • В 1956—1965 годах на Ми-4 было установлено 8 международных рекордов, в том числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м.
      • В 1957 году на серийные Ми-4 впервые в СССР начали устанавливать вертолётный автопилот.
      • В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Ми-4 был награждён золотой медалью и дипломом.

      В культуре

      Почтовые марки


      Просмотров: 5186    Создан: 2013-10-12    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх