Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Су-24

      Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фенсер — англ. Фехтовальщик) — советский.


      Создан: 2011-12-22

      МС-1

      МС-1 — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов, создан в 1925—1927 годах.


      Создан: 2013-04-05

      Александров Александр Васильевич

      Александр Васильевич Александров — советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог.


      Создан: 2016-07-12

      КВ-5

      КВ-5 (или объект 225, иногда также ошибочно называемый КВ-6) — проект советского.


      Создан: 2012-04-06

      Десант в районе Благовещенская - Солёное

      Десант в районе Благовещенская – озеро Солёное – десант, высаженный Черноморским флотом на Таманский полуостров.


      Создан: 2015-09-09

      Фуюаньский десант

      Фуюаньский десант 9 августа 1945 года — десант, высаженный кораблями советской Амурской флотилии флотилии.


      Создан: 2015-08-31

      Создание советской атомной бомбы

      Создание советской атомной бомбы (военно-стратегическая часть «Атомного проекта СССР») — история фундаментальных исследований, разработки технологий и практической их реализации в Советском Союзе.


      Создан: 2010-05-01

      Сражение за Алитус

      Сражение за Алитус — одно из первых танковых сражений Великой Отечественной войны. Произошло 22-23 июня 1941 года в Литве в районе Алитуса.


      Создан: 2010-10-23

      Нефтекамск

      Нефтекамск (башк. Нефтекама) — город республиканского подчинения в Башкортостане.


      Создан: 2010-07-25

      Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция

      Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция — боевые действия против 9-й армии Германии.


      Создан: 2015-08-28

      Главная страница » Вооружения » Як-23


      Як-23

      Як-23

      Истребитель Як-23

      Тип:

      Истребитель

      Разработчик:

      ОКБ-115

      Производитель:

      Завод №31 (Тбилиси)

      Главный конструктор:

      А. С. Яковлев

      Первый полёт:

      8 июля 1947

      Начало эксплуатации:

      1949

      Конец эксплуатации:

      В конце 1950х

      Статус:

      Снят с эксплуатации

      Основные эксплуатанты:

      СССР

      Годы производства:

      1949 – 1950

      Единиц произведено:

      313

      Базовая модель:

      Як-17

      СОДЕРЖАНИЕ
      История создания
      Разработка
      Испытания
      Катастрофа 14 июля 1948
      Серийное производство
      Модификации
      Эксплуатация
      Войсковые испытания
      В строю
      Экспорт
      Болгария
      Венгрия
      Польша
      Румыния
      Чехословакия
      Сохранившиеся экземпляры
      Тактико-технические характеристики

      Як-23 (по классификации НАТО — Flora, первоначально Type 28) — ранний реактивный истребитель ОКБ Яковлева. Совершил первый полёт в июле 1947 года. С 1949 года в СССР выпущено 310 самолётов. Самолёты Як-23 непродолжительное время стояли на вооружении в СССР, а также в странах Восточной Европы.

      История создания

      Разработка

      Новый этап в развитии отечественного авиастроения наступил с закупкой в Англии ТРД Роллс-ройс Dervent V и Nine.

      11 марта 1947 Совет Министров СССР выпустил постановление, по которому нескольким ОКБ поручалось разработать под эти двигатели новые реактивные истребители. В частности, на ОКБ Яковлева возлагалась разработка истребителя с прямым крылом и двигателем Дервент V. Яковлев принял решение начать разработку сразу двух истребителей, Як-25 (первый с этим обозначением) классической фюзеляжной схемы, являвшийся развитием экспериментального истребителя Як-19 и, в инициативном порядке, Як-23 — «реданной схемы».

      В отличие от своих предшественников Як-15 и Як-17, конструкция которых базировалась на Як-3, Як-23 был создан заново, с учетом опыта накопленного при их разработке. На самолёте было применено крыло с ламинизированным профилем и щелевыми закрылками типа ЦАГИ. Вооружение состоящее из двух пушек НР-23(первоначально планировалось установить пушки Ш-3-23, но те не выдержали госиспытаний), располагалось в нижней части фюзеляжа, под двигателем.

      В июне 1947 года, была завершена сборка первой опытной машины с бортовым номером 52 (желтый). На самолёте стоял импортный двигатель Дервент V. 8 июля самолёт, пилотируемый лётчиком-испытателем М. И. Ивановым, впервые поднялся в воздух, а 3 августа был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино.

      Испытания

      11 ноября 1947 года второй Як-23 передали в ГК НИИ ВВС на госиспытания. В Акте по результатам отмечалось, что истребитель превосходит по лётным данным характеристикам МиГ-9 и Су-9 (первый с этим обозначением). Скоростные характеристики были хоть выше чем у МиГ-9 — 925 км/ч у земли и 910 км/ч на высоте 5000 м — но при этом на 35 км/ч и 40 км/ч ниже ожидаемых. Это было связано с превышением массы самолёта на 65 кг (планировалось 2900 кг) и меньшей, по сравнению с формуляром, тяги двигателя. Время и радиус виража на высоте 5000 м составляли 28 секунд и 750 м. С другой стороны Як-23 не имел воздушных тормозов, что ограничивало его маневренность, дальность радиосвязи с землёй была недостаточной, а кабина негерметичной.

      В ходе госиспытаний, на Як-23 было проведено два учебных боя с реактивным бомбардировщиком Ту-12, которые показали, что истребитель способен успешно бороться с современным ударными самолётами.

      Хотя было известно, что двигатель отечественного производства РД-500 несколько уступает по тяге Дервенту и Як-23 с РД-500 будет иметь худшие характеристики по сравнению с полученными на опытной машине, по результатам госиспытаний Як-23 был рекомендован к принятию на вооружение.

      Катастрофа 14 июля 1948

      Прототип Як-23

      Второй прототип был потерян во время генеральной репетиции очередного авиационного парада в Тушино. В ходе репетиции истребители на небольшой высоте, один за другим проходили мимо главной трибуны, в то время как значительно выше них летели бомбардировщики и транспортные самолёты. Внезапно, у Як-23 разрушилось крыло и самолёт начал падать, вращаясь вокруг своей оси. Фонарь кабины сорвался, и выброшенный из кабины лётчик-испытатель М. И. Иванов погиб при ударе о землю.

      Расследование катастрофы показало, что она произошла вследствие невероятного стечения обстоятельств. У летевшего среди других бомбардировщиков Ту-14, который следовал выше, впереди и в стороне от Як-23, оторвался весовой балансир руля и, пролетев по весьма запутанной траектории значительное расстояние, врезался точно в крыло истребителя.

      Серийное производство

      МАП затянул почти на год с решением о запуске Як-23 в серию. Причин этому было несколько: на истребителе отсутствовали воздушные тормоза, гермокабина, к тому же он уступал по основным лётным данным, не только самолётам И-310 и «174» (будущим МиГ-15 и Ла-15), но и Як-25, который разрабатывался параллельно с ним.

      Первоначально Як-23 пытались внедрить в производство на Новосибирском заводе № 153, однако безуспешно. В феврале 1949 года осваивать Як-23 начали на выпускавшем ранее Як-17 заводе № 31 в Тбилиси. Но к середине года, в связи с попыткой запуска в серию МиГ-15 на этом заводе, темпы освоения Як-23 замедлились, и первые машины появились только в октябре. Всего, до окончания производства в марте 1951 года было выпущено 313 серийных Як-23.

      Модификации

      Единственный сохранившийся экземпляр Як-23УТИ в Музее техники Вадима Задорожного
      • Як-23: Серийный истребитель.
      • Як-23УТИ: Двухместный учебно-тренировочный вариант.
      • Jak-23DC: Двухместный учебно-тренеровочный румынский вариант. Из истребителей Як-23 было переделано 4 экземпляра.

      Эксплуатация

      Войсковые испытания

      В марте лётчики 382-м истребительного авиаполка, 42-й истребительной авиадивизии дислоцировавшегося на аэродроме Ханкала неподалёку от Грозного, приступили переучиванию на Як-23. К моменту начала войсковых испытаний, 1 апреля 1950 года, лётчики полка имели налёт на этом типа истребителя от получаса до полутора часов. Хуже ситуация обстояла с техническим персоналом, обучение техников завершилось только в августе, к концу испытаний.

      В испытания приняло участие 20 машин первой серии, на которых к 9 сентября было выполнено 2176 полётов, общей продолжительностью 990 часов 39 минут. Из них ночью 34 полёта, общей продолжительностью 22 часа 14 минут.

      Лётный состав полка оценил истребители следующим образом:

      Кокпит Як-23УТИ
      • Самолёт оказался доступным в пилотировании для лётчиков средней квалификации.
      • Для эксплуатации Як-23 не требовались крупные аэродромы, с длинной взлётно-посадочной полосой.
      • Истребитель был в достаточной мере устойчив относительно всех трёх осей.
      • При достижении скорости М=0,81, на высоте 10000 метров наблюдалось образование скачков уплотнения околозвукового воздушного потока на крыле и обшивке, из-за которых самолёт начинал дрожать и раскачиваться вокруг продольной оси.
      • То же явление наблюдалось при выполнении фигур высшего пилотажа на меньших скоростях.
      • Ведение воздушного боя предполагалось оптимальным на скорости до 0,85 от максимальной и высоте до 8000 метров.
      • Использование прицела АСП-3Н в маневренном воздушном бою ограничено, по причине размывания сетки.
      • Отсутствие герметичной кабины ограничивает использование Як-23 высотой в 12 километров.
      • Более слабое пушечное вооружение относительно МиГ-15 и Ла-15.
      • Отсутствие протектированных топливных баков.
      • Недостаточная бронезащита кабины.
      • Радиостанция РСИ-6 не обеспечивала двухстороннюю связь на полный радиус действия самолёта.
      • Отсутствие РЛС.
      • Отсутствие системы слепой посадки и недостаточная мощность посадочной фары.

      В целом отзывы лётчиков, несмотря на выявленные недостатки, были положительные. Самолёт рекомендовалось использовать как переходный тип в училищах, учебно-тренировочных центрах и строевых частях.

      В строю

      Истребитель Як-23 (по классификации НАТО — Flora, первоначально Type 28)

      В Советском Союзе Як-23 не получил широкого распространения. В 1949-50 годах этими истребителями были вооружены несколько авиаполков Северокавказского и Приволжского военных округов. С июля 1950 года начался экспорт Як-23 в социалистические страны Восточной Европы, а в СССР в следующем году Як-23 начали заменять в частях на МиГ-15. К 1953 году в строю не осталось истребителей этого типа, все они были или списаны, или переданы союзникам по социалистическому лагерю.

      Экспорт

      Болгария

      Первая дюжина истребителей Як-23 поступила в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище «Георги Бенковски». Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.

      Венгрия

      В 1951 году ВВС Венгрии получили небольшое количество Як-23.

      Польша

      Як-23, Любуский военный музей, Джoнyв, Польша

      С декабря 1950 года до середины 1953 года в Польшу поступило более ста истребителей Як-23, как новых, так и снимаемых с вооружения в СССР. Самолёты доставляли по железной дороге в разобранном виде, а собирали и выполняли их облёт на месте. Параллельно велась подготовка личного состава на самолётах Як-17УТИ как в СССРтак и в Польше. К сентябрю 1951 года первые две эскадрильи Як-23 ВВС Польши заступили на боевое дежурство. Этими истребителями за последующие два года было вооружено три истребительных авиаполка, 1-й, 2-й и 6-й, кроме того, 13 истребителей поступило в Офицерскую Авиашколу № 5 в Радоме.

      В Польше Як-23 использовался в основном в системе ПВО: самолёт обладал хорошей скороподъёмностью и отличной маневренностью, благодаря чему подходил для перехвата нарушителей воздушной границы. Основной задачей Як-23 в ВВС Польши стал перехват разведывательных аэростатов. В 1955-56 годах Як-23 списали из боевых частей, а в 1957 году и из Радомской авиашколы.

      Планировалось производство Як-23 на заводах WSK PZL в Мелеце и Свиндике под обозначением G-3, но в итоге поляки отказались от производства Як-23 в пользуМиГ-15.

      Румыния

      ВВС Румынии получили около сорока Як-23, из которых четыре самолёта были переделаны в двухместные учебно-тренировочные Jak-23DC, два из которых были переданы Болгарии. Первая дюжина реактивных истребителей прибыла в Румынию в 1951 году, Як-23 поступили на вооружение авиаполков 97-й истребительной авиадивизии. Сняты с вооружения истребители этого типа были в конце 50-х годов

      Чехословакия

      Як-23 ВВС Чехословакии

      В конце 1950 года ВВС Чехословакии получили первую партию из двенадцати Як-23, впоследствии к ним присоединилось ещё десять машин. Истребители получили обозначение S-101 и сменили S-92 (Me.262, собранные из задела, оставшегося со Второй мировой войны) в 5-й истребительной эскадрилье, которая базировалась на аэродроме Млада. 1 октября самолёты были переданы в новый 11-й истребительный авиаполк, первоначально базировавшися в той же Младе, а затем переведённый на авиабазу Жатец. 16 октября 1952 года один из Як-23 был потерян в авиакатастрофе, лётчик Иржи Чермак погиб.

      Затем истребители сменили несколько частей. Сначала они служили в 51-м истребительном авиаполку, где 7 июля 1953 года, при посадке был потерян ещё одна машина, но в этот раз лётчик остался жив. В сентябре Як-23 передали в 7-й авиаполк, а закончили службу они в 3-ем истребительном авиаполку.

      Основной задачей во время службы в ВВС Чехословакии для Як-23 стал перехват разведывательных аэростатов, в огромных количествах запускаемых с территорииЗападной Германии.

      Сохранившиеся экземпляры

      Як-23 в Музее Белого Орла, Скаржиско-Каменна, Польша
      • Россия, Монино, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Б/н 15 красный.
      • Россия, Москва, Музей ОКБ Яковлева. Б/н 01 желтый.
      • Чехия, Прага, Авиационный музей Кбелы (Letecké Muzeum Kbely). Б/н HX-51.
      • Польша, Краков, Музей Польской Авиации (Muzeum Lotnictwa Polskiego).
      • Польша, Варшава, Музей польской военной техники (Muzeum Polskiej Techniki Wojskowej). Б/н 17 желтый.
      • Польша, Демблин, Академия ВВС Польши (Wyższa Szkoła Oficerska Sił Powietrznych). Б/н 087 красный.
      • Польша, Скаржиско-Каменна, Музей Белого Орла (Muzeum im. Orła Białego). Б/н 21 красный.
      • Польша, Кочиелиско, установлен в качестве памятника.
      • Польша, Джoнyв, Любуский военный музей. (Lubuskie Muzeum Wojskowe). Б/н 06 желтый.
      • Болгария, Безмер, Авиабаза Безмер. Б/н 119 красный.
      • Болгария, Пловдив, Музей Крумово. Б/н 45 красный.
      • Болгария, Граф Игнатово, Авиабаза Граф Игнатово. Б/н 51 белый.

      Тактико-технические характеристики

      Проекции истребителя Як-23.

      Приведены данные госиспытаний второго протипа Як-23.

      Технические характеристики

      • Экипаж: 1 пилот
      • Длина: 8,10 м
      • Размах крыла: 8,73 м
      • Высота:
      • Площадь крыла: 13,7 м²
      • Коэффициент удлинения крыла: 5,56
      • Масса пустого: 1902 кг
      • Нормальная взлётная масса: 2965 кг
      • Максимальная взлётная масса: 3306 кг (с ПТБ на законцовках)
      • Масса топлива во внутренних баках: 790 кг (+319 в ПТБ на законцовках)
      • Силовая установка: 1 × ТРД РД-500
      • Тяга: 1 × 15,6 кН (1590 кгс)

      Лётные характеристики

      • Максимальная скорость:
        • у земли: 925 км/ч
        • на высоте: 868 км/ч на 10 000 м
      • Посадочная скорость: 157 км/ч
      • Практическая дальность: 1080 км (на высоте 10 000 м)
      • Компоновочная схема Як-23
        • с ПТБ: 1475 км
      • Продолжительность полёта: 1 ч 44 мин
        • с ПТБ: 2 ч 21 мин
      • Практический потолок: 15 000 м
      • Скороподъёмность: 41,4 м/с (у земли)
      • Время набора высоты:
        • 5000 м за 2,3 мин
        • 10000 м за 6,2 мин
      • Нагрузка на крыло: 215 кг/м²
      • Тяговооружённость: 0,56
      • Длина разбега: 440 м
      • Длина пробега: 540 м

      Вооружение

      • Стрелково-пушечное: 2 × 23 мм пушки НР-23К с 150 патр.

      Просмотров: 4352    Создан: 2013-07-29    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх