Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Столыпин Пётр Аркадьевич

      Пётр Аркадьевич Столыпин — государственный деятель Российской империи.


      Создан: 2014-02-03

      Призвание варягов

      Призвание варягов — призвание племенами словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород, Белоозеро и Изборск в 859 году (дата условна).


      Создан: 2010-05-19

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Суздаль)

      Тихвинской иконы Божией Матери — бывший православный храм в Суздале.


      Создан: 2016-07-07

      Католицизм в России

      Католицизм в России — история и положение западного (латинского) христианства на исторической территории России (X—XXI).


      Создан: 2010-12-31

      Московский пожар 1812

      Московский пожар 1812 года произошёл 2—6 (14—18 сентября) 1812 года во время оккупации войсками Наполеона I Москвы.


      Создан: 2011-01-12

      Александр Константинович Глазунов

      Александр Константинович Глазунов (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936, Париж).


      Создан: 2011-04-09

      Сергей Владимирович Ильюшин

      Сергей Владимирович Ильюшин (18 (30) марта 1894, дер. Дилялево, Вологодская губерния — 9 февраля 1977, Москва).


      Создан: 2011-05-24

      Мать — Сыра Земля

      Мать — Сыра Земля — персонифицированный образ земли в славянской мифологии.


      Создан: 2015-11-23

      Суворов Александр Васильевич

      Александр Васильевич Суворов (1730 — 1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства.


      Создан: 2014-01-31

      Восстание в лагере Бадабер

      Восстание в лагере Бадабер — бой между моджахедами и группой советских и афганских военнопленных.


      Создан: 2015-10-20

      Главная страница » Вооружения » ИС-3


      ИС-3

      ИС-3

      ИС-3 в музее Брюсселя

      ИС-2 образца 1944 года

      Классификация:

      Тяжёлый танк прорыва

      Боевая масса, т:

      46,5

      Компоновочная схема:

      Классическая

      Экипаж, чел.:

      4

      История

      Годы производства:

      1945—1946

      Годы эксплуатации:

      1945—1993

      Количество выпущенных, шт.:

      2311

      Основные операторы:

      СССР, КНДР, Египит

      Размеры

      Длина корпуса, мм:

      6900

      Длина с пушкой вперёд, мм:

      9850

      Ширина корпуса, мм:

      3150

      Высота, мм:

      2450

      Клиренс, мм:

      465

      Бронирование

      Тип брони:

      Стальная литая и катаная

      Лоб корпуса (верх), мм/град.:

      110 / 72°

      Лоб корпуса (середина), мм/град.:

      110 / 56°+43° (Двойной наклон)

      Лоб корпуса (низ), мм/град.

      110 / 63°

      Борт корпуса (верх), мм/град.:

      90 / 60° + 30 / 30°

      Борт корпуса (низ), мм/град.:

      90 / 0..60°

      Корма корпуса (верх), мм/град.:

      60 / 48°

      Корма корпуса (низ), мм/град.:

      60 / 41°

      Днище, мм:

      20

      Крыша корпуса, мм:

      20

      Лоб башни, мм/град.:

      110

      Маска орудия, мм/град.:

      250

      Борт башни, мм/град.:

      110…220 / 0…60°

      Корма башни, мм/град.:

      110…220 / 0…60°

      Крыша башни, мм:

      20 / 82…90°

      Вооружение

      Калибр и марка пушки:

      122-мм Д-25T обр. 1943 г.

      Тип пушки:

      Нарезная пушка

      Длина ствола, калибров:

      48

      Боекомплект пушки:

      28

      Прицелы:

      Телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень

      Пулемёты:

      1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ

      Подвижность

      Тип двигателя:

      В-11-ИС3

      Мощность двигателя, л. с:

      520

      Скорость по шоссе, км/ч:

      40

      Запас хода по шоссе, км:

      185

      Удельная мощность, л. с./т:

      11,2

      Тип подвески:

      Индивидуальная торсионная

      Удельное давление на грунт, кг/см²:

      0,87

      Преодолеваемый подъём, град.:

      32°

      Преодолеваемая стенка, м:

      1,0

      Преодолеваемый ров, м:

      2,5

      Преодолеваемый брод, м:

      1,4

      СОДЕРЖАНИЕ
      История создания и производства
      Модификации
      Описание конструкции
      Броневой корпус и башня
      Вооружение
      Средства наблюдения и связи
      Двигатель и трансмиссия
      Ходовая часть
      Машины на базе ИС-3
      Использовался
      Эксплуатация и боевое применение
      Советская Армия
      Другие страны
      Оценка машины
      Сохранившиеся экземпляры
      Фотогалерея
      ИС-3 в компьютерных играх и художественной литературе

      ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».

      История создания и производства

      Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.

      При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая конструкция башни впоследствии использовалась, и в ИС-7, и Т-10 (также известен как ИС-8), и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.

      Модификации

      • ИС-3М — модернизированная версия ИС-3.
      • ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.
      • ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.

      Описание конструкции

      ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

      Броневой корпус и башня

      ИС-3 имел очень мощную и сильно дифференцированную броневую защиту для своего времени на 1945 год, рассчитанную в первую очередь на защиту от огня наиболее мощных современных танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — в первую очередь от немецких 88-мм нарезных танковых пушек 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42 и при этом обеспечив фактически полную защищённость от наиболее распространённых буксируемых 75-мм противотанковых пушек 7.5 cm Pak 40.

      Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.

      Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от 42 до 59°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.

      Вооружение

      ИС-3 в парке Победы Тольятти

      Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25 Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 781 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −2 до +19°.

      Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

      Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались большими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.

      Боеприпасы пушки Д-25Т

      Марка выстрела

      Тип снаряда

      Марка снаряда

      Масса выстрела, совместно 25 кг снаряд + 15 кг гильза

      Масса снаряда, кг

      Масса ВВ, кг

      Марка взрывателя

      Дульная скорость, м/с

      Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м

      Год принятия на вооружение

      Бронебойные снаряды

      53-ВБР-471Б

      бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий

      БР-471Б

      40

      25,0

      0,156

      МД-8 или ДБР

      781

      1000

      53-ВБР-471

      бронебойный остроголовый, трассирующий

      БР-471

      40

      25,0

      0,156

      МД-8 или ДБР

      781

      1000

      53-ВБР-471Д

      бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий

      БР-471Д

      40

      781

      900

      послевоенный период

      Осколочно-фугасные снаряды

      53-ВОФ-471

      пушечный стальной осколочно-фугасный цельнокорпусный

      ОФ-471

      40

      25,0

      3,6

      РГМ или РГМ-6

      781

      53-ВОФ-471Н

      пушечный стальной осколочно-фугасный с привинтной головкой

      ОФ-471Н

      40

      25,0

      3,8

      РГМ или РГМ-6

      781

      Осветительные снаряды

      ВС29

      осветительный

      3С4

      Т-90

      ВС-30

      осветительный

      С-463Ж

      Т-7

      Практические снаряды

      ВПБР-471

      практический сплошной, трассирующий

      ПБР-471


      Таблица бронепробиваемости для Д-25Т

      Снаряд \ Расстояние, м

      100

      300

      500

      1000

      1500

      2000

      3000

      БР-471Б

      (угол встречи 90°)

      165

      160

      155

      145

      135

      125

      105

      (угол встречи 60°)

      135

      131

      125

      120

      110

      100

      85

      БР-471

      (угол встречи 90°)

      164

      157

      150

      130

      115

      100

      75

      (угол встречи 60°)

      134

      128

      120

      105

      95

      80

      60

      БР-471Д

      (угол встречи 90°)

      185

      170

      155

      145

      125

      (угол встречи 60°)

      150

      140

      125

      115

      95

      Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.

      В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

      На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.

      Средства наблюдения и связи

      Танк ИС-3 в Бронетанковом музее в Кубинке

      Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.

      Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.

      Двигатель и трансмиссия

      На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 л, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения, ёмкостью по 90 л топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года двигатель оснащался устройством подогрева.

      В состав трансмиссии ИС-3 входили:

      • многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом;
      • механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей;
      • два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза;
      • две планетарные бортовые передачи.

      Ходовая часть

      г. Константиновка (Донецкая область)

      Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.

      Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.

      Машины на базе ИС-3

      • ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704; не следует путать с ИСУ-152 образца 1944 года, созданной на базе ИС-2) — опытная САУ, со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20СМ в качестве основного вооружения. Выпущен 1 опытный образец.
      • Объект 757 — советский опытный тяжёлый ракетный танк.

      Использовался

      • СССРСССР
      • ЕгипетЕгипет — 50 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлены из СССР в период с 1962 по 1967 год
      • Израиль Израиль — трофейные египетские
      • Ирак Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1961 год
      • Китай Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1958 год
      • КНДР КНДР
      • Польша Польша — 2 танка
      • Сирия Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1960 год
      • Чехословакия Чехословакия — 1 танк

      Эксплуатация и боевое применение

      Советская Армия

      Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

      ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

      Другие страны

      ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

      Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

      Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

      Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

      Оценка машины

      Несмотря на множество технических новшеств и явный прогресс особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим «танком-предшественником» ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, многие из которых были унаследованы от всё того же ИС-2. Уже в начале 1946 года была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, которая выявила целый ряд проблем — выход из строя двигателя, ненадёжная работа коробки передач, проблемы элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и т. д. Основной причиной столь многочисленных проблем можно считать тот факт, что ИС-3, проектировавшийся в ходе Великой Отечественной войны, оставался по сути «продукцией особого периода». Потребности фронта диктовали жёсткие временные рамки работ, поэтому детальную проработку проекта нового танка провести физически не успели. Многие технические решения, в том числе и не самые удачные, были в готовом виде заимствованы у ИС-2, а новые узлы зачастую не успевали окончательно «довести до ума».

      В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.

      Сохранившиеся экземпляры

      В разных странах мира сохранилось достаточно большое количество танков ИС-3 в качестве музейных экспонатов или в виде памятников.

      ИС-3 в музее Yad la-Shiryon, Израиль

      Россия

      • Бронетанковый музей в Кубинке (Московская область) — две машины, в экспозиции музея и в качестве мемориала (на постаменте)
      • Москва, Академия генерального штаба ВС РФ, памятник (на постаменте)
      • Город Волгоград, Музей-панорама «Сталинградская битва»
      • Город Вологда, Сокольский район, «Вологодская областная кадетская школа — интернат»
      • Город Абинск, Краснодарский край, парк победы
      • Село Александровское, Ставропольский край (на постаменте)
      • Город Алейск, на постаменте перед КПП танковой части
      • Город Армавир, Краснодарский край, памятник (на постаменте у БТРЗ-81)
      • Город Артёмовский, автобусная остановка Депо (на железнодорожной платформе)
      • Город Архангельск, на постаменте перед КПП воинской части
      • Город Ачинск, памятник в парке Победы (на постаменте)
      • Село Батырево, в качестве памятника
      • Город Белгород, Музей-диорама «Огненная дуга»
      • Город Биробиджан, на постаменте
      • Город Благовещенск, в честь выпускников танкового училища, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в 1970 году перед училищем установлен танк на постаменте.
      • Город Белая Калитва, Ростовская область
      • Город Благодарный, Ставропольский край (на постаменте)
      • Город Буйнакск (Дагестан), Городской парк, мемориал (на постаменте)
      • Город Верхняя Пышма, Свердловская область, выставка боевой техники
      • Город Городец, памятник возле военкомата
      • Город Дятьково (на постаменте)
      • Город Екатеринбург, выставка боевой техники во дворе окружного Дома офицеров
      • Город Екатеринбург, Кировский район, микрорайон МЖК, в одном из дворов
      • Город Ижевск, Удмуртская Республика, в сквере Дворца детского и юношеского творчества (Дворец пионеров)
      • Город Изобильный, памятник в Парке Победы (на постаменте)
      • Город Камышлов, на постаменте перед КПП Еланской танковой части
      • Село Козулька, Красноярский край, памятник возле ж.-д. вокзала
      • Город Курск, площадь Дзержинского, памятник (на постаменте)
      • Город Краснознаменск (Калининградская область), на постаменте на въезде в город
      • Город Краснодар, Музей военной техники на затоне
      • Город Красноярск, Мемориал Победы (на постаменте)
      • Город Краснознаменск, Калининградская область, на постаменте на въезде в город
      • Город Лабинск, Краснодарский край, памятник (на постаменте)
      • Город Лев Толстой (на постаменте)
      • Город Майкоп, Парк Победы
      • Город Майский КБР, памятник в Парке Победы (на постаменте)
      • Город Малгобек, на постаменте
      • Город Нальчик, постамент на территории воинской части
      • Город Наро-Фоминск, на постаменте вместе с Т-34-85 и ИСУ-152
      • Город Новороссийск, Краснодарский край, музей боевой техники на Суджукской косе
      • Город Новосибирск, Академгородок, на постаменте возле командного училища.
      • Город Омск, Музейный комплекс воинской славы омичей
      • Город Приозерск (Ленинградская область), крепость Корела
      • Город Россошь (на постаменте)
      • ИС-3 в Будапеште, 1956 год
      • Город Саратов, Парк победы
      • Город Североморск, на постаменте на территории воинской части
      • Город Таганрог (на постаменте)
      • Город Темрюк, Краснодарский край, музей военная горка
      • Город Тольятти, Самарская область, Парк Победы (вместе с ИСУ-152 и пушкой ЗИС-3), и ещё один экземпляр в Техническом музее
      • Город Тула, Косая Гора (на постаменте)
      • Город Челябинск, Комсомольская площадь, мемориал рабочим ЧТЗ (на постаменте)
      • Город Челябинск, Парк Победы
      • Город Чита, музей, ранее был на памятнике в Борзе
      • Город Ульяновск (на постаменте)
      • Город Уварово (на постаменте)
      • Город Хабаровск, Музей Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа
      • Город Энгельс, возле клуба Росинка
      • Город Южно-Сахалинск, выставка боевой техники возле гарнизонного Дома офицеров
      • Посёлок Струги (Псковская область), мемориал (на постаменте)
      • Деревня Ручьи Ковровского района Владимирской области (два танка на постаментах, один возле дороги Ковров — Пакино, другой перед КПП танковой части на той же дороге)
      • Деревня Полунино Ржевского района Тверской области, возле музея
      • Посёлок Вещево (Выборгский район Ленинградской области), на постаменте, территория военного городка рядом с аэродромом
      • Слобода Родионово-Несветайская (Ростовская область), на постаменте рядом с автотрассой Ростов — Новошахтинск.
      • Посёлок Горняцкий, Белокалитвинской район, Ростовская область — памятник (на постаменте)
      • Станица Староминская, Краснодарский край (на постаменте)
      • Хутор Белый (Ленинградский район Краснодарского края) (на постаменте)
      • Станица Кашары, Ростовская область (на постаменте)
      • станица Курская, Ставропольский край (на постаменте)
      • посёлок Батырево, Чувашская АССР (на постаменте)
      • посёлок Благовещенка, Алтайский край
      • посёлок Князе Волконское, Хабаровский край, на постаменте перед КПП танковой части
      • посёлок Калининец, Одинцовского района, на постаменте перед КПП танковой части
      • посёлок Курп, Терского района, Кабардино-Балкарской
      • посёлок Оловянная, Читинская область (на постаменте)
      • посёлок Прохоровка, мемориал Звонница, Белгородская область (выставочный комплекс)
      • посёлок Сатис, Дивеевский район, Нижегородская область
      • детский городок ЗИЛ, Московская область, Чеховский район
      • посёлок Снегири Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей, Московская область

      Белоруссия

      • Город Минск, музей ВОВ перенесён в Станьково Дзержинского района Минской области
      • Город Бобруйск, на постаменте возле командования Сухопутных войск ВС Республики Беларусь
      • Город Марьина Горка, на постаменте в военгородке. Ранее место расположение 5-й танковой армии.
      • Город Гомель, музей ВОВ
      • Город Добруш, Гомельская область, на постаменте
      • Город Гродно, возле холма славы
      • Город Сморгонь, на постаменте
      • Город Шклов, на постаменте

      Украина

      • село Александро-Калиново (Донецкая область) на низком постаменте
      • село Октябрьское (Донецкая область) на постаменте
      • Город Бахмач (Черниговская область) на постаменте
      • Посёлок Близнюки (Харьковская область) на постаменте
      • Посёлок Голубовка (Днепропетровская область), на постаменте
      • Посёлок Десна (Черниговская область) на постаменте
      • Город Джанкой (АР Крым) на постаменте
      • Город Дзержинск Донецкой области, в честь воинов 51-й армии, участвовавшей в освобождении города 5—6 сентября 1943 года, установлен 9 мая 1988 года.
      • Город Долинская (Кировоградская область) на постаменте
      • Город Казатин (Винницкая область) на постаменте
      • Город Киев, музей ВОВ, выставка техники на открытой площадке
      • Город Киев, музей академии на Воздухофлотском пр.
      • Город Киев, памятник на ул. Дегтярёвская
      • Город Киев, памятник на танкоремонтном заводе
      • Посёлок Клугино-Башкировка (Харьковская область) на постаменте
      • Город Комсомольск (Полтавская область) на острове
      • Город Комсомольск (Полтавская область) площадка техники
      • Город Константиновка (Донецкая область) на постаменте
      • Возле села Коньково (Тельмановский район, Донецкая область) на постаменте
      • Город Костополь (Ровенская область)
      • Город Кривой Рог (Днепропетровская область), за мемориалом в поселке Веселые Терны
      • Город Кривой Рог (Днепропетровская область), в поселке Всебратское
      • Город Любеч (Черниговская область) на постаменте
      • Город Макеевка (Донецкая область) на постаменте
      • Город Мироновка (Киевская область) на постаменте
      • ИС-3 в музее Yad la-Shiryon, Израиль
      • Город Новоград-Волынский (Житомирская область) на постаменте
      • Город Новомиргород (Кировоградская область) на постаменте
      • Посёлок Охматов (Черкасская область) памятник
      • Город Павлоград (Днепропетровская область), памятник конструктору Ж. Я. Котину (пересечение улиц Днепровской и Карла Маркса)
      • Город Первомайск (Николаевская область) на постаменте
      • Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) на постаменте
      • Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) в музее
      • Город Полонное (Хмельницкая область) на постаменте
      • Город Репки (Черниговская область) на постаменте
      • Город Ровно (Ровенская область) площадка техники на Холме Славы — 2 танка
      • Город Светлодарск (Донецкая область) на постаменте
      • Город Синельниково (Днепропетровская область), мемориал «Воинам-освободителям Синельниково» по улице Садовой
      • Посёлок Станица Луганская (Луганская область) на постаменте
      • Посёлок Тростянец (Черниговская область) на постаменте
      • Посёлок Чаплинка (Херсонская область) на постаменте
      • Посёлок Чемеровцы (Хмельницкая область) на постаменте
      • Город Ужгород (Закарпатская область), в/ч А0822 на постаменте ранее стоял в Мукачево
      • Село Устиновка (Устиновский район, Кировоградская область) на постаменте
      • Город Чугуев (Харьковская область), в/ч А0501 на постаменте, как памятник воинам 75-й гвардейской танковой дивизии
      • Город Ясиноватая (Донецкая область) на постаменте, возле СШ № 1.

      Узбекистан

      • Город Чирчик, постамент перед ТВТКУ.

      Израиль

      • Музей Batey ha-Osef (Тель-Авив)
      • Музей Yad la-Shiryon (Латрун)

      Молдавия

      • Город Корнешты (Молдова) на постаменте

      Помимо этого, танк ИС-3 увековечен на петличном знаке различия Танковых войск Российской Федерации.

      Фотогалерея

      ИС-3 в компьютерных играх и художественной литературе

      ИС-3 можно увидеть в отечественных играх «Sudden Strike: The Last Stand», «В тылу врага 2: Лис пустыни» и «Карибский кризис», в игре «Close Combat 3: The Russian Front», в игре для приставки PS1 «Panzer Front», а также в MMO-игре «World of Tanks».

      Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

      Неоднократно упоминается в книгах Т. Клэнси, в основном в качестве примера бездумности военного руководства СССР, консервировавшего эти танки вплоть до 2000-х годов. Также автор утверждает, что этот танк «производился долгие годы после войны, потому что все боялись снять с производства что-то, носящее имя Сталина». Также 16 номер журнала «Русские танки» и модель посвящены этому танку.


      Просмотров: 8958    Создан: 2012-03-04    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх