Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Преображенский собор (Павловск)

      Преображенский собор — бывший городской собор Павловска Воронежской области.


      Создан: 2016-06-13

      Сражение при Куутерселькя

      Сражение при Куутерселька — боевые действия между советскими и финскими войсками на Карельском перешейке.


      Создан: 2015-09-06

      Новошахтинск

      Новошахтинск — город областного подчинения в Ростовской области России.


      Создан: 2010-06-18

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Кунгур)

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери — православный храм в г. Кунгур Пермского края.


      Создан: 2016-07-07

      Русско-литовская война 1487—1494

      Московско-литовская война 1487—1494 (Пограничная война) — война между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским.


      Создан: 2010-07-16

      Армавиро-Майкопская операция

      Армавиро-Майкопская операция — военная операция сил Германии против СССР в ходе Битвы за Кавказ.


      Создан: 2015-08-13

      Прорыв линии Маннергейма

      Прорыв линии Маннергейма — наступательная операция советских войск во время советско-финской войны.


      Создан: 2015-10-20

      Ярила

      Ярила — персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре.


      Создан: 2015-12-02

      КВ-1

      КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны.


      Создан: 2012-04-08

      Аничков мост

      Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.


      Создан: 2015-12-30

      Главная страница » События » Кинематограф Российской империи


      Кинематограф Российской империи

      Кинопромышленник Александр Ханжонков.
      СОДЕРЖАНИЕ
      Появление кинематографа в России
      Развитие
      Особенности восприятия кинематографа
      Государственное регулирование кино и цензура
      Расцвет
      «Ялтинский» период
      Статистика производства художественных фильмов
      Рекорды по метражу
      Доступность дореволюционных российских фильмов
      Кинематографическая пресса
      Кинопромышленники
      Режиссёры
      Актёры и актрисы

      Кинематограф Российской империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал значительную съёмочную и прокатную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших дней (как правило, лишь частично) в отечественных и зарубежных киноархивах около 300 картин.

      Появление кинематографа в России

      Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты — например, 6 (18) апреля 1896 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга В. И. Ребриков подаёт прошение в Министерство Императорского двора о разрешении кинематографической засъёмки коронационных торжеств. К тому же событию был приурочен приезд в Россию оператора из компании братьев Люмьер Камилла Серфа, прошение которого о разрешении киносъёмки коронации зарегистрировано 4 (16) мая 1896 года. В этот же день состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». 6 (18) мая 1896 года состоялись первые московские кинодемонстрации в театре Солодовникова.

      В Москве синематограф братьев Люмьер был впервые официально показан на общедоступных сеансах в течение пяти дней, с 26 по 31 мая 1896 г., в театре летнего сада «Эрмитаж» (в Каретном ряду) по окончании спектаклей.

      В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Значительная заслуга в пропаганде кинематографа у русской публики принадлежит французскому антрепренёру и авантюристу Шарлю Омону, который представил новое развлечение не только столичной, но и провинциальной публике на Нижегородской ярмарке в июне 1896 года. 4 (16) июля в газете «Нижегородский листок» появляется посвящённая кинематографу статья Максима Горького (опубликованная под псевдонимом «M. Pacatus»).

      Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

      «Кинематограф, называвшийся „Живая фотография“, открылся совсем незаметно, и посещали его преимущественно дети. Показали всего три картины. Первая, обошедшая все экраны мира,— это садовник, поливающий газоны, и мальчишка, наступивший на кишку. <…> Вторая картина — вид Невского проспекта с конкой и извозчиками. И, наконец, третья — прибытие поезда. <…> Музыкального сопровождения нет. Продолжительность сеанса — не более тридцати минут с двумя антрактами. Первый кинематограф в России быстро прогорел».

      Первые собственно российские съёмки осуществил, видимо, работавший в московском театре Корша артист Владимир Сашин. Купив съёмочно-проекционный аппарат «витаграф», Сашин начал делать короткометражные фильмы, которые с августа 1896 года стали демонстрироваться зрителям после спектаклей театра (многочисленные свидетельства об этом сохранились в московских газетах того времени).

      Развитие

      Кадр из фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»)

      Зарубежные производители в течение долгого времени удерживали монополию на производство киноаппаратуры и фильмов, ограничивали их экспорт в Россию и принимали для проката только работы собственных операторов. Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи, которые начиная с 1897 года регулярно делались оператором Болеславом Матушевским, а с 1900 года — А. К. Ягельским, который получил Высочайшую монополию на создание и распространение таких кинолент. Однако в целом инициативой в организации съёмок хроникальных лент и поставкой зарубежных фильмов для показа в России владели московские отделения французских компаний «Братья Пате», «Гомон» и некоторых других. Значительный успех выпущенного фирмой «Бр. Пате» документального фильма «Донские казаки» (1908), который только в России сразу же разошёлся в 219 копиях, показал, что отечественная тематика будет пользоваться у российской аудитории большим спросом, и те же компании начали готовить на территории России съёмки художественных фильмов.

      Приоритет в этой области, однако, достался короткометражному фильму производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 (28) октября 1908 года. Почти одновременно с Дранковым к съёмкам отечественных художественных фильмов приступает в Москве кинопромышленник Александр Ханжонков.

      В 1907 году начинает выходить журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу. Растущий интерес к синематографу вызывает появление множества тематических газет и журналов, большинство которых выпускались очень недолго.

      «В Москве начала издаваться специальная газета „Почта Синематографа“, посвященная синематографическим театрам, которых в России насчитывается более 1200.»

      — «Биржевые ведомости», 8 апреля (26 марта) 1908 года (вечерний выпуск)

      Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»).

      Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич. Помимо множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием и распространением просветительского кино. В 1911 году при торговом доме был открыт «Научный отдел», который занимался производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и так далее.

      Особенности восприятия кинематографа

      К 1912 году кинематограф стал одним из самых распространенных и обычных зрелищ в крупных и средних городах России.

      «Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф... Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, — все...»

      — А.Серафимович. «Машинное надвигается». — «Сине-фоно», 1912, № 8, с. 8.

      По утверждению М. Алейникова, «просветительские и демократические традиции передовой русской литературы и русского театра, всегда стремившихся стать доступными многомиллионному читателю и зрителю, заставляли русскую литературно-художественную общественность увидеть в зарождающемся искусстве кинематографа новый мощный вид демократического зрелища», вследствие чего в России кинематограф воспринимали несколько иначе, чем в Европе. В частности, русские театральные деятели не поддержали выдвинутые в 1912 году инициативы зарубежных театральных объединений по созданию международного движения «для борьбы с кинематографом». Например, Петербургский союз драматических и музыкальных писателей на приглашение участвовать в конгрессе этого движения ответил письмом, в котором указывалось, что по мнению русских писателей кинематограф «не является злом, для борьбы с которым следует созывать международные совещания».

      Однако восприятие кинематографа как искусства ещё было достаточно мало распространено. Например, Владимир Маяковский в 1913 году писал: «Кинематограф и искусство — явления различного порядка. Искусство даёт высокие образцы, кинематограф же, как типографский станок книгу, множит и раскидывает их в самые глухие и отдалённые части мира». Сходной точки зрения придерживались руководители наиболее престижных театров, которые обычно запрещали актерам своих трупп сниматься в кино. Этот запрет, однако, не был абсолютным и в ряде случаев популярные театральные актеры получали разрешение участвовать, например, в экранизациях произведений русской классики.

      Государственное регулирование кино и цензура

      В необходимых случаях в регулировании кинематографии принимает участие и государство. Например, в Москве организаторы кинопоказов должны были для получения разрешения обеспечить выполнение правил об устройстве и содержании кинематографов, принятых в 1912 году. Согласно этим правилам разрешалось открывать кинотеатры только на первых и вторых этажах каменных зданий, было запрещено устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками. Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале правила требовали устройства принудительной вентиляции.

      Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографов. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент. Отдельная категория запретов сущестововала для изображения в кинофильмах особ из царствующей династии (этот запрет снимался только в особых случаях — например, для фильмов, повящённых 300-летнему юбилею дома Романовых). По требованию Синода и существовавшей при нём Духовной цензуры был введён ряд частичных или полных запретов на показ в фильмах святых образов, церковных обрядов (включая крестное знамение) и процессий, а также богослужений любых христианских вероисповеданий. Некоторые из этих ограничений не были оформлены официально, однако игнорировать их кинопромышленники так или иначе не могли.

      Расцвет

      «Оборона Севастополя» (1911)

      В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова.

      Долго находившаяся в тени успехов Ханжонкова фирма «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» запустила в 1913 году чрезвычайно успешную «Русскую золотую серию» художественных фильмов, ключевыми постановщиками которой были Яков Протазанов и Владимир Гардин. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна Каренина» (1914), «Дворянское гнездо», «Война и мир» (оба — 1915) и другие. В этой же серии состоялся кинодебют Всеволода Мейерхольда, который поставил в 1915 году фильм «Портрет Дориана Грея».

      Александр Дранков также находит собственный рецепт коммерческого успеха и выпускает на экраны русские версии изобретённого во Франции детективно-мелодраматического киносериала — многосерийные фильмы «Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915), «Разбойник Васька Чуркин» (1914—1915), «Антон Кречет» (1916) и другие.

      По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.

      Вступление России в 1914 году в мировую войну вызвало большие перемены в кинематографе. Некоторые актёры, режиссёры и другие профессионалы кино были призваны в армию или пошли на фронт добровольцами. Другие, имевшие немецкие корни (Владимир Сиверсен, Пауль Тиман и другие) были интернированы, сосланы и продолжать работать в кинематографе не могли. Однако общее количество снимаемых фильмов продолжало быстро расти — в том числе из-за того, что ввоз импортных фильмов из воюющей Европы резко сократился. Активной продюсерской деятельностью в это время занимался также Скобелевский комитет, который заказывал создание патриотических и пропагандистских лент, часто пользовавшихся значительным успехом. По заказам Скобелевского комитета много работал, например, Владислав Старевич, в числе прочих фильмов поставивший в рамках этой программы анимационную притчу «Лилия Бельгии».

      Именно на военное время приходится этап расцвета художественного российского кинематографа. В этот период снимает свои главные фильмы выдающийся киностилист Евгений Бауэр, активно работают Владимир Гардин и Вячеслав Висковский, выходят на новый уровень мастерства ветераны-постановщики Пётр Чардынин и Яков Протазанов; появляются новые звёздные актёрские имена — Вера Холодная, Витольд Полонский, Иван Перестиани; начинают работать новые киностудии — Михаила Трофимова (Торговый дом «Русь») и Дмитрия Харитонова (Торговый дом Харитонова). Бурно развивается и кинопериодика — в 1916 году в России выходили 11 профессиональных киножурналов.

      О популярности кинематографа у публики свидетельствуют цифры, приведённые С.Гинзбургом:

      «В 1916 году в России было продано не менее ста пятидесяти миллионов билетов в кинотеатры. Из этого следует, что в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет <...> — десять-двенадцать проданных кинематографических билетов. Можно, таким образом, утверждать, что в дореволюционной России, во всяком случае в годы первой мировой войны, кино в деле удовлетворения эстетических запросов населения играло бо?льшую роль, чем театр и даже литература».

      «Ялтинский» период

      Война и быстрое развитие кинодела остро поставили перед российскими промышленниками вопрос о создании новой инфраструктуры кинопроизводства — студии Москвы и Петербурга уже не отвечали растущим требованиям. Александр Ханжонков для своей кинокомпании строит в 1916 году новую съёмочную базу в Ялте. Весной 1917 года, сразу после Февральской революции, Ханжонков перевозит в Ялту практически весь персонал своей компании и быстро налаживает кинопроизводство в Крыму; его примеру следуют Ермольев и некоторые другие. На период до ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России, хотя производство фильмов продолжается также и в обеих столицах.

      После поражения армии Врангеля большинство кинематографистов эмигрировали. Некоторые из них продолжали работать за рубежом (Мозжухин, Ермольев, Старевич), другие через некоторое время вернулись на родину (Ханжонков, Чардынин, Висковский). Российская кинопромышленность была в несколько этапов национализирована и стала основой для создания кинематографа РСФСР и СССР.

      Статистика производства художественных фильмов

      Вера Холодная.
      • 1908 — 8 фильмов
      • 1909 — 23 фильма
      • 1910 — 30 фильмов
      • 1911 — 76 фильмов
      • 1912 — 102 фильма
      • 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний)
      • 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания)
      • 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний)
      • 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании)

      Рекорды по метражу

      1908 — «Русская свадьба XVI столетия» (245 м.)

      1909 — «Пётр Великий» (590 м.)

      1910 — «Марфа-Посадница» (545 м.)

      1911 — «Оборона Севастополя» (2000 м.)

      1912 — «1812 год» (1300 м.)

      1913 — «Обрыв» (2300 м.)

      1914 — «Анна Каренина» (2700 м.)

      1915 — «Сашка-семинарист» (5535 м.)

      1916 — «Ястребиное гнездо» (3100 м.)

      1917 — «Сатана ликующий» (3683 м.)

      1918 — «Молчи, грусть, молчи» (3150 м.)

      1919 — «Люди гибнут за металл» (1800 м.)

      Доступность дореволюционных российских фильмов

      Журнал «Пегасъ» (№ 4 за 1916 год)

      Большинство современных источников сходятся на том, что из примерно 2700 названий фильмов, снятых в Российской империи, до наших дней целиком или в значительных фрагментах сохранились чуть более 300 кинолент. В «Каталоге сохранившихся игровых фильмов России» указаны 305 игровых фильмов, снятых в период с 1908 по 1919 год, сохранившихся хотя бы частично, 7 фильмов, снятых по заказу государственных организаций и 27 фильмов с предположительными названиями или атрибутированные условно (всего 339 картин). Эти фильмы преимущественно хранятся в Российском Госфильмофонде. Известно, что значительная коллекция российских фильмов есть во французской Синематеке и некоторых других зарубежных хранилищах, обмен с которыми позволяет периодически пополнять коллекцию Госфильмофонда. Значительный (и до сих пор практически не систематизированный) массив русских хроникальных, видовых и научно-популярных лент хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

      В настоящее время неизвестно о существовании хоть сколько-нибудь масштабных национальных программ реставрации и издания на современных носителях снятых в Российской империи фильмов. Частными дистрибьюторами выпущены на DVD единичные фильмы, которые до этого были изданы за рубежом.

      Кинематографическая пресса

      Посвящённые кинематографу газеты и журналы выходили в России начиная с 1907 года: в августе увидел свет первый номер журнала «Кино» (который выходил как приложение-вкладка к фотожурналу «Светопись»), а в октябре — первый номер журнала «Сине-фоно», который просуществовал до 1918 года.

      Кинопериодика стала значительным явлением, которое способствовало как росту популярности кино, так и созданию особого отношения к нему в широких массах. Как правило, такие журналы издавали владельцы киностудий и часто они носили рекламный характер. Особое место среди таких изданий занимал издававшийся при киноателье Ханжонкова журнал «Пегас», который помимо информации о выходящих в прокат фильмах публиковал киносценарии, полемические материалы, просветительские статьи и был нацелен не столько на продвижение фильмов издававшей его компании, сколько на развитие русской киноиндустрии в целом.

      • «Кино» (1907—1908)
      • «Сине-фоно» (1907—1918)
      • «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге» (1908)
      • «Кинемо» (1909—1910)
      • «Синематограф» (1910—1912)
      • «Кине-журнал» (1910—1917)
      • «Вестник кинематографии» (1911—1917)
      • «Пегас» (1915—1917)
      • «Проектор» (1915—1918)
      • «Кинематограф» (1915—1918)

      Кинопромышленники

      Эмблема Торгового Дома Ханжонкова.
      • Александр Дранков (Торговый дом Дранкова)
      • Александр Ханжонков (Торговый дом Ханжонкова)
      • Пауль Тиман (Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»)
      • Торговый дом «Продафильм»
      • Роберт Перский (Торговый дом «Р. Д. Перский»)
      • Товарищество «Варяг»
      • Иосиф Ермольев (Товарищество И. Ермольева)
      • Б. С. Глаголин (Товарищество «Русская лента»)
      • Михаил Трофимов и Моисей Алейников (Торговый дом «Русь»)
      • Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)

      Режиссёры

      • Василий Гончаров
      • Пётр Чардынин
      • Яков Протазанов
      • Виктор Туржанский
      • Чеслав Сабинский
      • Владислав Старевич
      • Евгений Бауэр
      • Владимир Гардин
      • Вячеслав Висковский

      Актёры и актрисы

      • Александра Гончарова
      • Андрей Громов
      • Иван Мозжухин
      • Ольга Гзовская
      • Софья Гославская
      • Вера Каралли
      • Вера Холодная
      • Витольд Полонский
      • Иван Перестиани
      • Борис Глаголин

      Просмотров: 17897    Создан: 2011-01-04    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете
      Для тех кто хочет приобрести образование в Ульяновске через интернет.

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх