Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Бийск

      Бийск — город в России, административный центр Бийского района Алтайского края, наукоград РФ. Население 220,5 тысяч жителей.


      Создан: 2011-01-18

      МиГ-3

      МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны.


      Создан: 2013-07-07

      Битва под Уманью

      Сражение под Уманью (конец июля — начало августа 1941) произошло в ходе наступления группы армий «Юг».


      Создан: 2010-12-13

      Тана (город)

      Тана — средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов.


      Создан: 2016-01-22

      Операция Уран

      Операция «Уран» — кодовое название Сталинградской стратегической наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны.


      Создан: 2010-10-29

      Калинковичско-Мозырская операция

      Калинковичско-Мозырская наступательная операция — наступательная операция советских войск Белорусского фронта.


      Создан: 2015-09-27

      Новосибирская ГЭС

      Новосибирская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Оби в Советском районе города Новосибирска.


      Создан: 2016-03-23

      Бой за Вильно

      Бой за Вильно — боестолкновения в Вильне между подразделениями польских войск и группами Красной Армии.


      Создан: 2015-08-24

      Исаак Ильич Левитан

      Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год, Кибартай, Ковенская губерния, Российская империя — 1900, Москва) — великий российский художник.


      Создан: 2010-06-11

      Храм Преображения Господня (Балашиха)

      Храм Преображения Господня в Пехре-Яковлевском — православный храм Балашихинского викариатства Московской епархии.


      Создан: 2016-06-29

      Главная страница » Культура » Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)


      Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

      Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

      Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

      Страна

      Россия

      Местоположение

      Москва

      Конфессия

      Православие

      Епархия

      Московская

      Архитектурный стиль

      Русская псевдоготика

      Автор проекта

      Ф. К. Соколов

      Основание

      XVIII

      Начало строительства

      1784

      Окончание строительства

      1790, 1857

      Состояние

      действует

      Сайт:

      Официальный сайт

      СОДЕРЖАНИЕ
      История в XVIII—XIX веках
      Учреждение Никольского единоверческого монастыря
      История после 1917 года
      Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма
      Служение отца Димитрия Дудко
      Престолы храма
      Святыни храма
      Духовенство
      В прошлом
      Обновленческий период
      Известные священники
      В настоящее время
      Фотографии

      Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии.

      Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря. Адрес храма: ул. Преображенский вал, 25.

      К приходу храма свт. Николая на Преображенском кладбище также приписан храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (Никольская улица), службы в котором проходят по воскресным и праздничным дням.

      История в XVIII—XIX веках

      Первоначально храм был построен в 1784—1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно В. И. Баженов, но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф. К. Соколова.

      «Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил её Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».

      В начале 1850-х годов император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что:

      — в 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона, и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России;

      — а также в здании Преображенского Богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображен на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».

      По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).

      Император Николай Павлович, ревнуя по Православию, в самые главный места раскола, от которых шло по всей России распространение оного, пожелал внести свет Православия открытием в них православных церквей, в числе которых назначил открыть таковую и в мужском отделении Преображенского Богадельного Дома. Но в начале 1854 года часть самых главных, беспоповских прихожан Преображенского Богадельного Дома, как-то: Гучковы, Носовы, Гусаревы, Бавыкина, Осипова и прочих изъявили желание присоединиться к Единоверию с тем, чтобы на мужском отделении этого Дома устроить Единоверческий храм из упомянутой молельни, на что к удовлетворению их желания и последовало Высочайшее императорское повеление. А желание обратившихся к Единоверию устроить здесь Единоверческую церковь было тем естественнее, что обряды единоверческого Богослужения похожи на богослужение старообрядческое, к которому были привычны присоединяющиеся, и поэтому переход их из раскола к Православной Церкви сделался для них незаметным.

      В 1854—1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А. О. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.

      3 апреля 1854 года святитель Филарет, митрополит Московский совершил освящение придела в честь святителя Николая Чудотворца — этот день и является днем рождения Храма святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

      Снимок Никольского храма 1882 года из альбома Н. А. Найдёнова

      За неимением при этой молельне алтаря, первоначально устроен был в ней на северной стороне в трапезной части придел, в который иконы для иконостаса пожертвованы были братьями Гучковыми из домовой их молельни. И 3 апреля 1854 года придел этот был освящен по старопечатным книгам и обрядам Московским Митрополитом Филаретом во имя святителя Николая Чудотворца, в вечную память Государя Императора Николая Павловича, Высочайше повелевшего открыть церковь в самом главном гнезде раскола зловредной беспоповской Федосеевской секты, отвергающей браки, допускающей одно только блудодеяние и почитающей Царя антихристом, а всех властей, духовных и гражданских, антихристовыми слугами.

      «Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» — так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.

      После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет, митрополит Московский освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

      «Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».

      Затем начата была пристройка к бывшей Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящен по древнему же обряду тем же Митрополитом Филаретом, во имя Успения Пресвятые Богородицы, именем которого называлась и бывшая беспоповская молельня, обращенная в сказанную церковь. В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, которые были в этой молельне и которые, как гласит история, основателем Преображенского Богадельного Дома,Ильей Алексеевичем Ковылиным, были подменены и похищены из храма святой Анастасии что на Неглинной, близ Кузнецкого моста (разобрана в 1793 г.), построенного царицею Анастасиею, супругою царя Иоанна Грозного. За допущение такой подмены священно-церковно-служители того храма лишены были своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, по пролазам и подкупу Ковылина, постановил очень знаменательное следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения Ковылин скрылся, то это дело прекратить», и прекращено. В алтаре этой Успенской церкви, по восточной стене помещены весьма замечательные древние образа, поступившие в Преображенский Богадельный дом из бывшей Московской Озерковской беспоповской Федосеевской же молельни, а находящийся у южной двери образ соединения земной воинствующей Христовой Церкви с небесной Торжествующей поступил из бывшей Монинской беспоповской молельни. При освящении Успенской церкви многие говорили, что событием сим исполняются и осуществляются слова Христа Спасителя, обещавшего основать Свою Церковь такою крепкою и непобедимою, что не одолеют её врата адовы.

      Учреждение Никольского единоверческого монастыря

      В 1866 году храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек кроме храма свт. Николая также сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (начала XIX века, архитектор Ф. К. Соколов, освящен в 1854 году из старообрядческой молельни), колокольня (1876—1879 годов, архитектор М. К. Геппенер), корпуса келий (1801 год).

      История после 1917 года

      Вход в храм свт. Николая Чудотворца (западная сторона)

      К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в 1930-х годах большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине 1920-х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой — трапезной части.

      Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880—1942). Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.

      «В 1922 году Успенскую церковь захватили обновленцы. Главную часть храма они отдали старообрядцам, которые отгородили стеной своё помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 году в правой, южной, стороне трапезной сооружён был придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался».

      Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол. Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма. Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.

      К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать. В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке. Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.

      «Они перебрались в него в начале 1930 г. из закрытой их собственной церкви в Токмаковом переулке». Старообрядцы заняли сам храм, а трапезная снова отошла к Патриархии. Между храмом и трапезной была сделана глухая стена; в православной части освятили два престола: главный в честь св. Николая Чудотворца с севера (по нему ныне храм называют Никольским) и другой престол в честь Успения Божией Матери с юга. У Александровского есть упоминание, что «здание перестало быть православной церковью». Но если его и закрывали — то ненадолго, ибо основное внутреннее убранство сохранилось.

      «В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV—XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»

      На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».

      Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма

      Никольский храм

      Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве. В 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую — с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.

      Служение отца Димитрия Дудко

      Перевод слова «единоверческий» на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как «диссидентский»; в связи с этим можно отметить следующее совпадение — Никольская церковь с 1963 года стала местом получившего широкую огласку служения отца Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 году отец Димитрий Дудко был переведен на подмосковный приход в село КабановоОрехово-Зуевского района.

      Престолы храма

      • Святителя Николая Мирликийского (северный),
      • Успения Пресвятой Богородицы (южный).

      Святыни храма

      • Точный список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» из Серафимо-Понетаевского монастыря;
      • Точный список чудотворной Толгской иконы Божией Матери;
      • Чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
      • Чтимая Казанская икона Божией Матери;
      • Несколько икон свт. Николая Мирликийского (включая икону с мощами);
      • Икона мч. Вонифатия.

      Духовенство

      В прошлом

      • священник Василий Петрович Орлов (1870—†) — духовный писатель, настоятель в 1920-е годы;

      Обновленческий период

      • епископ Анатолий Филимонов (1880—1942) — настоятель до 1942 года;

      Настоятели после возвращения храма РПЦ

      • протоиерей Николай Николаевич Синьковский (1888—1955) — настоятель до 1955 года;
      • протоиерей Василий Васильевич Студенов (1902—1981) — настоятель до 1973 года;
      • протоиерей Вадим Яковлевич Гришин (1929—1987) — настоятель в 1974—1981 годах;

      Известные священники

      • протоиерей Димитрий Дудко (1921—2004) — служил в храме в 1962—1974 году;
      • протоиерей Владимир Воробьев (р. 1941) — служил в храме в 1979—1984 году;

      В настоящее время

      • протоиерей Леонид Кузьминов — настоятель с 1981 года (также является и. о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье);
      • протоиерей Владимир Клюев;
      • протоиерей Сергий Кодинцев;
      • иерей Марк Бланкфелдс;
      • иерей Борис Зыкунов.

      Фотографии


      Просмотров: 968    Создан: 2016-06-08    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх