Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Русско-турецкая война 1806—1812

      Русско-турецкая война 1806—1812 годов была одним из звеньев в серии войн между Российской и Османской империями.


      Создан: 2010-07-02

      Новороссийско-Таманская операция

      Новороссийско-Таманская операция — военная операция, заключительная часть битвы за Кавказ.


      Создан: 2015-10-16

      Осип Иванович Бове

      Осип (Джузеппе) Иванович Бове (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bové; 24 октября (4 ноября).


      Создан: 2011-03-15

      Василий Кириллович Тредиаковский

      Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский) (5 марта (22 февраля) 1703 — 17 (6) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.


      Создан: 2010-04-15

      Русско-крымские войны

      Вторжения крымских татар на земли Московского государства начались после смерти великого князя Ивана III.


      Создан: 2010-07-27

      Стена Цоя

      Стена Цоя — стена дома в Москве, которую поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями «Кино», «Цой жив».


      Создан: 2016-03-12

      Царское Село

      Царское Село — музей-заповедник, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и бывшую царскую резиденцию.


      Создан: 2015-12-20

      Долина гейзеров

      Долина гейзеров — это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии.


      Создан: 2011-11-01

      Десанты при освобождении материковой Эстонии

      Десанты при освобождении материковой Эстонии — серия тактических десантов Балтийского флота.


      Создан: 2015-09-21

      Петропавловский собор

      Петропавловский собор — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров.


      Создан: 2015-12-30

      Главная страница » Культура » Петров день


      Петров день

      Петров день

      И. М. Танков. Сельский праздник. 1790-е гг.

      Тип:

      народно-христианский

      Иначе:

      Петры и Павлы, Праздник солнца, Петровские гулянья

      также:

      День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (церк.)

      Значение:

      проводы пролетья

      Установлен:

      имеет древние корни

      Отмечается:

      восточными и южными славянами, христианами

      Дата:

      29 июня (12 июля)

      Празднование:

      гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»

      Традиции:

      братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

      СОДЕРЖАНИЕ
      Другие названия
      Славянские обычаи
      Поверья
      Апостолы в представлениях славян
      Поговорки и приметы «На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния).

      Петров день — народно-христианский праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . В народном календаре славян это время окончания «купальских празднований» и летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня.

      Другие названия

      Пётр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Праздник солнца, «Розыгры» (Полесье), Ярилин день, Петровские жары, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Навозница, Межипарье, Междупарье, Петров день — разговенье, Петровки, Праздник покровителя полей, Петровские торги, Петровская дань, Петраки; белор. Пётр і Павел, Пятрок; укр. Петрів день, Пе́тра, Петр, Петро-Павла, Петропавлов день, Свято Петра й Павла, День Петра і Павла; серб. Петровдан; болг. Петровден.

      Славянские обычаи

      Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии.

      В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил.

      Лето местами отсчитывалось с Петрова дня: «Пётр лето зачинает, Илья лето кончает» (заонеж.). Петров день — «верхушка» лета, наступают жаркие дни. О ненужных предметах и предложениях сохранилась ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!».

      Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета». Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали.

      «На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния). В южнорусских губерниях к этому дню был приурочен обычай караулить солнце, когда молодежь обоего пола веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, гуляла всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет» (ср. «игру солнца» на Иван Купала), переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, бесчинствовала. Девушки приносили в поле смоляные или масленые лампы, солому для сиденья или лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. „Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»“.

      В. Прушковский. Встреча утренней зари. 1876

      Кое-где в Белоруссии на Петра справляли свадьбы. У белорусов сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри» (белор. Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры); до Петрова дня девушка старалась понравиться парню и выйти замуж, а если же усилия были напрасны, она должна была ждать следующей поры свадеб.

      В некоторых местностях люди сходились на три родника умываться «петровой водицей», что сопровождалось угощением сладким вином, песнями, плясками и играми. В Кашине и некоторых других городах было заведено устраивать некое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья.

      В Воронежской губернии начиналась уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая.

      На Всесвятской неделе, перед Петровым днём или в первое воскресенье после него были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

      Сербы три дня перед Петровым днём называли Крешеви или Кресиво и старались не посещать виноградников, не ходить в поле на выборку (уборку) конопли и не стирать, чтобы Бог не наслал града или болезней. В эти дни возжигали «живой огонь», и через дым костра прогоняли домашних животных для защиты от болезней.

      Поверья

      Апостол Пётр с ключом от рая. Фрагмент псковской иконы, XVII в.

      Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства.

      Среди гуцул существовало поверье, что ключи от земли святой Пётр хранит весь год и лишь весной их забирает у него святой Юрий; в Петров день ключи вновь возвращаются к Петру, и тогда наступает осень.

      В южнорусских губерниях было поверье, что в этот день уходят (исчезают) русалки, пребывающие на земле с Троицы.

      Считалось, что кукушка кукует до Петрова дня, а в этот день «ячменным колосом давится» — умолкает, когда заколосится ячмень или «давится сыром», «мандрыкой» (ватрушкой), которые готовили к празднику. Белорусы, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)». В Белоруссии также записан апокрифический рассказ о том, что кукушка кукует до Петрова дня, так как когда апостол Пётр украл лошадь, а Христос позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил ли Пётр лошадь или украл, кукушка ответила "ку-пил, ку-пил", а ворона "крал! крал!"; поэтому Христос разрешил вороне каркать круглый год (за то что сказала правду), а кукушке куковать только до Петрова дня (за ложь).

      На Русском Севере известно предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник, устраивавшийся селянами за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из леса олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали, свежевали и варили в котлах, а затем съедалось всем миром. Но это продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно и честно, соблюдая традиции предков. А когда «пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами», — перестал апостол Петр высылать «праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям». После этого стали колоть быка из своего стада. Шли проходили годы — и совсем перестали селяне «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во дворе отмечать «наособицу».

      Апостолы в представлениях славян

      В славянской традиции Пётр и Павел являются парными персонажами (ср. Кузьма и Демьян, Флор и Лавр), которые часто могут выступать в едином образе: Петр-Павел, Петро-Павло, Петропавля. Болгары считали их братьями, иногда даже близнецами, у которых была сестра — святая Елена или святая Мария (Огненная). Пётр — младший брат и более добрый: он позволяет земледельцам работать в свой праздник. Павел — старший, он грозен и сурово наказывает нарушителей праздничных обычаев, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По сербскому преданию, «разделение вер на православную и католическую произошло после ссоры апостолов: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он католик (шокац)». В представлении славян Пётр и Павел занимают особое место, выступая в роли хранителей ключей от рая (ср. белорусское название созвездия Лебедя — Пятрова палка, которое воспринимается также как ключ от рая). Болгары также считали святого Петра сторожем райского сада, охраняющим золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчёл летают души умерших детей.

      В Сербии представляли апостола Петра «разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами».

      Поговорки и приметы «На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния).

      • «С Петрова дня — красное лето, зелёный покос».
      • «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.).
      • «Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет».
      • «Петровки холодные — год голодный».
      • «Петро-Павел жару прибавил».

      Просмотров: 940    Создан: 2016-03-02    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх