Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Мстислав Всеволодович Келдыш

      Мстислав Всеволодович Келдыш (10 февраля (28 января) 1911, Рига — 24 июня 1978, Москва) — советский учёный.


      Создан: 2011-12-28

      Бомбардировка Кёнигсберга

      Бомбардировка Кёнигсберга — бомбардировки Кёнигсберга, проведённые в ходе Второй мировой войны авиацией союзников.


      Создан: 2015-09-29

      Смольный собор

      Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга.


      Создан: 2016-01-22

      Крымская война

      Крымская война 1853—1856, также Восточная война — война между Российской империей.


      Создан: 2014-06-15

      Приграничные сражения 1941

      Приграничные сражения 1941 — боевые действия советских войск прикрытия и пограничных войск 22—29 июня 1941 года.


      Создан: 2015-10-20

      Ту-160

      Ту-160 (заводское обозначение: изделие 70) — сверхзвуковойстратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.


      Создан: 2013-07-16

      Советско-японская война

      Советско-японская война 1945 года, часть Второй мировой войны и войны на Тихом океане. Известна также как битва за Маньчжурию.


      Создан: 2010-11-12

      Егорий Вешний

      Егорий Вешний — день народного календаря славян, приуроченный ко дню памяти великомученика Георгия Победоносца.


      Создан: 2016-02-14

      Советско-финская война 1941—1944

      Советско-финская война (1941—1944) - велась между Финляндией и СССР с 25 июня 1941 по 19 сентября 1944.


      Создан: 2013-10-27

      Эландское сражение 1789

      Эландский бой — морское сражение состоявшееся 15 (26) июля 1789 года у южной оконечности острова.


      Создан: 2012-03-10

      Главная страница » Культура » Покров день


      Покров день

      Покров день

      Ф. В. Сычков. За работой. Подруги. 1935

      Тип:

      народно-христианский

      Иначе:

      Покрова, Первое зазимье

      Значение:

      Переход от осени к зиме

      Отмечается:

      восточными славянами, христианами

      Дата:

      1 (14) октября

      Традиции:

      начало свадебного сезона, вечерние посиделки

      Связан с:

      Покров Пресвятой Богородицы

      СОДЕРЖАНИЕ
      Другие названия
      Традиции восточных славян
      Поверья
      Покровская суббота
      Поговорки и приметы

      Покров день (Покров, Покрова) — праздник в народном календаре восточных славян, установленный Русской православной церковью в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы, распростершей над осаждённым городом и народом свое головное покрывало. Отмечается 1 (14) октября.

      В народной традиции этот день отмечает встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона — первый по-настоящему осенний праздник. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы. В Заонежье с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодёжные зимние «беседы».

      Другие названия

      Первое зазимье, Засидки, День Романа Сладкопевца, Праздник урожая (старообр.), Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка, белор. Трэцяя Прачыстая, Пакровы, укр.Покрова, День зустрічі зими, серб. Покровица.

      Традиции восточных славян

      На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.

      Пресвятой Богородице молятся о замужестве. Роману Сладкопевцу молятся о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией Матери молятся при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.

      В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков.

      Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.

      На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Иногда обращались и к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее».

      На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни. У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику.

      Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».

      Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды.

      Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных представлениях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале XX века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счёту времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.

      С Покровом, также как и с Воздвиженьем, связывались представления об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» (полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину, чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше (Подляшье) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух.

      В народном осмыслении церковный праздник Покров Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

      Поверья

      По народным поверьям, с Покрова переставали „бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; «и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»“.

      «Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней».

      Покровская суббота

      В Русской православной церкви установление Покровской родительской субботы связывается с указом патриарха Иова от 25 февраля 1592 года архиепископу Казанскому Ермогену. Указ предписывал ежегодное поминовение православных воинов, павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года.

      В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена в ограниченном ареале — Казанской, Вятской, Ижевской, Пермской, Екатеринбургской епархиях.

      В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной), хотя и не такой важной и обязательной как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавался постный ужин и начинались приготовления к субботней изобильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром.

      Афанасий (Сахаров) пишет, что в древности в некоторых убогих домах поминки по «заложным» покойникам проводились не только в Семик, но и перед праздником Покрова.

      Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» — шествие русских воинов из покорённой Казани в Небесный Иерусалим (Москву)

      Поговорки и приметы

      • «Покров не лето, а Сретенье не зима».
      • «Покров — не лето, а Благовещенье — не зима».
      • «Между Покрова и Родительской субботы зима не становится».
      • «Пришла Покровка — не дала молока коровка» (белор. Прыйшла Пакроўка — не дала малака кароўка).
      • «Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины.
      • «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!».

      Просмотров: 681    Создан: 2016-02-17    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх