Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Рейд 21-й танковой бригады на Калинин

      Рейд 21-й отдельной танковой бригады на Калинин — боевая операция советских войск, проведённая 17 октября 1941 года.


      Создан: 2015-10-21

      Мерикюлаский десант

      Мерикюлаский десант (14 — 17 февраля 1944 года) — десант, высаженный Балтийским флотом.


      Создан: 2015-09-01

      Сварожич

      Сварожич (др.-рус. Сварожичь, Сварожець) — языческое божество, почитавшееся балтийскими и восточными славянами.


      Создан: 2015-11-22

      Бои за Вуосалми

      Бои за Вуосалми — боевые действия в ходе Великой Отечественной войны на берегах реки Вуоксы.


      Создан: 2015-10-21

      Кощей

      Кощей Бессмертный — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).


      Создан: 2015-11-29

      Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

      Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же).


      Создан: 2011-04-04

      Новочебоксарск

      Новочебоксарск — город в Чувашской Республике в Российской Федерации. Население города на 1 января 2009 г. составляет 127,2 тыс.


      Создан: 2011-02-08

      Битва под Коломной

      Битва под Коломной — сражение между войсками Владимиро-Суздальского княжества против монголов.


      Создан: 2015-07-17

      Гагарин Юрий Алексеевич

      Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза.


      Создан: 2014-01-30

      Шуликуны

      Шуликуны — название святочной нечисти — сезонных духов, которые выходят из воды на землю, а после Крещения.


      Создан: 2015-11-26

      Главная страница » Культура » Дмитриевская суббота


      Дмитриевская суббота

      Дмитриевская суббота

      Родительский день в Белоруссии. XIX век.

      Тип:

      Христианский / народно-христианский

      Иначе:

      Поминальная, Вселенская суббота (Костромская губ.), «Змітраўка» (белор.), серб. Митровске задушнице

      Установлен:

      по преданию (не ранее XVIII века) — Дмитрием Донским в память о войнах, погибших в Куликовской битве

      Отмечается:

      в Русской православной церкви и восточными славянами, в Сербской православной церкви и сербами

      Традиции:

      служение панихид по умершим, посещение кладбищ

      Связан с :

      Дмитриевым днём

      СОДЕРЖАНИЕ
      История установления
      Славянские традиции
      Поговорки и приметы

      Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в богослужебном уставе Русской и Сербской православных церквях. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).

      В народном календаре православных славян последний поминальный день в году, когда поминают усопших предков. В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли прощальные (в отличие от весенних: радоницких и троицких) поминки по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.

      История установления

      Русская православная церковь считает, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена после после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле князем Дмитрием Донским. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

      С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…

      — Димитрий Ростовский. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца

      В русских рукописных литургических текстах Дмитриевская суббота упоминается крайне редко — только в «оборных Чиновниках» и «монастырских Обиходниках». В последних под ней указывается поминовение только усопшей монастырской братии. Первое письменное упоминание Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших православных христиан содержится в сборнике новгородского происхождения XV века. При этом по письменным источникам ещё в XVII веке Дмитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву.

      В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:

      О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим.

      В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

      Славянские традиции

      Сербские задушницы. Ранее 1918 года

      Перед родительским днём чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование начиналось вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков. В субботу готовили кутью, блины, яичницу, мясо, а также яства, особенно любимые их предками. В этот день каждая хозяйка заботилась особенно, чтобы наготовить побольше разных кушаний. У богатого мужика жена готовила не менее двенадцати блюд. Встречаются указания, что ко дню поминовения родителей выкармливалась и закалывалась свинья. За обедом откладывали по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляли на ночь. Также наливали в отдельную посуду воду и вешали рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми могло гордиться не одно поколение этого рода.

      Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».

      Во многих местах России поминовение усопших в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось «причитаниями, пьянством и разгулом». Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах.

      В Вятской губернии в Дмитриевскую субботу или другой осенний праздник молили старую наседку, трижды высидевшую цыплят (троецыплятница, куретёна): птицу закалывали и устраивали трапезу для вдов и старух.

      В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября. Македонцы называли этот день — «митровденска задушница, митровски мртвен». Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причем различные по форме для мужчин и для женщин.

      В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровске задушнице, затворне задушнице) входит в число четырёх главных поминальных суббот в году. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу.

      Болгары осенний поминальный день (задушницы) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница, страндж. Митровско одуше, есенско одуше) или в субботу перед Михайловым днём, 8 ноября (болг. Архангелова, Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша, капанск. душна събота). Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года.

      Поговорки и приметы

      • Дмитриева суббота — кутейникам работа.
      • Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.
      • На дедовой неделе и родители вздохнут.
      • Жили деды́ — не знали беды, а внуки познали муки (белор. Жылі дзяды — не бачылі бяды, а ўнукі набраліся мукі).
      • Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу.
      • Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.

      Просмотров: 1120    Создан: 2016-02-17    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Тургенев Иван Сергеевич

      Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.


      Создан: 2014-03-28

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх