Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Сирин

      Сирин — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы.


      Создан: 2015-11-29

      Русь

      Русь — исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян.


      Создан: 2010-05-11

      Ильин день

      Ильин день — традиционный народный праздник в день памяти пророка Илии 20 июля (2 августа) у восточных и южных славян.


      Создан: 2016-02-17

      Юрий Владимирович Долгорукий

      Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (др.-русск. Гюрьги, Дюрьги; 1090-е годы — 15 мая 1157 года, Киев).


      Создан: 2010-04-05

      Вознесеньев день

      Вознесеньев день — день календаря славян, по времени проведения совпадающий с христианским праздником Вознесения Господня.


      Создан: 2016-02-17

      Операция «Западня»

      Операция «Западня», (операция «ЗАПАДня») 18-26 августа 1986 года — военная операция Советских войск в Афганистане.


      Создан: 2015-10-16

      Менделеев Дмитрий Иванович

      Дмитрий Иванович Менделеев — русский учёный-энциклопедист профессор Санкт-Петербургского университета.


      Создан: 2014-02-10

      Ржевско-Вяземский выступ

      Ржевско-Вяземский выступ — плацдарм, образовавшийся в обороне немецких войск в ходе наступления советских.


      Создан: 2015-10-20

      Хальбский котёл

      Хальбский котёл — наступательная операция Красной Армии.


      Создан: 2015-09-05

      Создание советской атомной бомбы

      Создание советской атомной бомбы (военно-стратегическая часть «Атомного проекта СССР») — история фундаментальных исследований, разработки технологий и практической их реализации в Советском Союзе.


      Создан: 2010-05-01

      Главная страница » Культура » Вознесеньев день


      Вознесеньев день

      Вознесеньев день

      Лубок. Кон. 1840-х или нач. 1850-х годов

      Тип:

      народно-христианский

      Иначе:

      Вознесение, «Піднесення» (укр.), «Ушэснік» (белорус.)

      также:

      Вознесение Господне (церк.)

      Значение:

      проводы весны, встреча пролетья

      Отмечается:

      славянами, германцами, кельтами, христианами

      Дата:

      40-й день по Пасхи, четверг

      Празднование:

      молились о ниспослании урожая; ходили в гости; девушки водили хороводы; под вечер разжигали большой костёр

      Традиции:

      пекли «Христовы лапотки», хлебец-лесенки, лепёшки; запрет на прядение и ткачество; кумления

      Связан с:

      Пасхой (Велик-днём)

      СОДЕРЖАНИЕ
      Другие названия
      Обряды дня
      Поговорки и приметы

      Вознесеньев день или Вознесение — день народного календаря славян, по времени проведения совпадающий с христианским праздником Вознесения Господня, который отмечается в 40-й день после Пасхи (Велик-дня). Праздник всегда приходится на четверг. С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинают провожать весну. Последнее же весеннее воскресенье именуется «проводами весны и встречей русалок».

      Другие названия

      рус. Вознесение, Вознесенье; укр. Вознесіння, Вознесення, Вшестя, Знесення, Піднесення, белор. Узнясенне, Ушэсце, Ушэснік, Шосні, болг. Спасовден, Спас; серб. Спасовдан; макед. Спасовден, Испас; хорв. križ, križevo, spasovo, sensa, sensovo; словен.Vnebohod, veliko Telovo, križi, afrten; в.-луж. stupjenje do njebes, Bože spece; н.-луж. stupny swežen, stwortk, польск. wniebowstąpienie;словацк. Vstúpenie Krista Pána.

      Обряды дня

      Крестьяне верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». Праздник завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём.

      В эти сорок дней запрещается плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих». Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям.

      По русскому преданию, «благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно» (молитва), так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете».

      В этот день стряпали особые блины: «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки» — которые пекли «Христу на дорожку». По поверьям деревень, Спас — сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня) до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перенова. Пеклись поминальные хлебцы-лесенки из ржаного теста, которые могли помочь душам предков поскорее вознестись на небо; красились яйца. Печенье в виде лесенок дети несли в поле, чтобы выше к небу тянулись рожь и лён, или на кладбище — поминали умерших. Есть поверье, что, если вынести такие лесенки на ниву-полосу да поставить по одной на каждом углу загона, — так и рожь пойдёт расти быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только, по убеждению старых людей, надо всё это делать с молитвою тайною да с опаскою от глаза лихого, с оглядкой от человека недоброго-завидущего, а то не выйдет никакого толку.

      Вознесение на Буковине

      Во многих сёлах Воронежской области на Вознесение пекли лесенки — «штоб Гасподу легше была ат нас ухадить». Лесенки отдавали детворе кушать. «Вознесение праздновали, ходили на кладбищу к своим. Прощались, потому что Боженька ушёл от нас, он с Пасхи до Троицы путешествовал, а на Вознесение он уже от нас ушёл. На кладбище носили кулич, положуть на крест».

      В Вологодской области для того, «чтобы Христу легче было подниматься на небеса», в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки»: «Преснушки пекли. И говорили, што Господь вот по этем по щипенькам полезёт наверхь. Защипеньки такие кругом». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей.

      Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причём гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем.

      В канун Вознесения, по старинной примете, и соловьи громче-звонче поют, чем во всё остальное время. По иным местностям эта ночь так и слывет в народе «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, соловья — птицу певчую – в это время подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чём тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом сил небесных все обиды земные. Цветы духовитые на Вознесение благоухают самыми пахучими ароматами. Вся земля крещёная насыщается в святой день Вознесения Светом Правды райскими благоуханиями несказанными-нездешними, — словно с отверзающихся полей небесных струится в это время на оплодотворенную майскими дождями грудь земную всякое благорастворение. Утром на Вознесенье покрывается Мать-Сыра-Земля росой обильною. Эта «вознесенская» роса наделяется, по словам суеверной деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают её опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать, — всякое лихо как рукой сымет!» — гласит знающая всякие слова простонародная мудрость.

      В некоторых губерниях, в средней полосе России, на Вознесение — «водят колосок» (вид хоровода) по деревням, по сёлам. «Колосовождение» совершалось по особому порядку. Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь — девки, бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнца, взявшись по-двое за руки, шли к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Таким образом получался живой мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую цветами праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, украшенным разноцветными лентами с цветочными перевязями. Пройдёт по рукам одной пары девочка, — забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь. Так и доходило всё шествие до самого озимого поля. В это время девушки припевали: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!».

      В Гомельской губернии к Вознесению был приурочен обряд «похорон (вождения) стрелы». Во многих местах совершается поселянами крещение кукушек в третье, иногда в пятое, шестое или седьмое воскресенье по Пасхе, а более в день Жён-мироносиц (через четырнадцать дней после Пасхи в воскресенье). В Таловском районе Воронежской области обычаи праздника включают в себя элементы «троицкой» обрядности: кумление, завивание венков.

      Во многих деревнях соблюдались обряды «заклинания жита»: крестьянки шли в поле, каждая вставала у своей нивы, кланялась на четыре стороны света и бросала печенье-лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла также высоко». После чего лесенка съедалась. Иногда вверх летели домашние ложки и яйца с теми же приговорками. Могли добавляться просьбы о высоком льне.

      Поговорки и приметы

      • Цвести весне до Вознесения.
      • Дошла весна до красна до Вознесения — тут ей и конец.
      • Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится.
      • До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова.
      • Вознесение с дождём — Илья с грозой.

      Просмотров: 434    Создан: 2016-02-17    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх