Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Манежная площадь

      Манежная площадь — площадь в Центральном административном округе города Москвы рядом с Кремлём и Александровским садом.


      Создан: 2015-12-11

      Таллинская операция 1944

      Таллинская операция 1944 года — фронтовая наступательная операция войск левого крыла Ленинградского фронта.


      Создан: 2015-11-05

      Успенский собор (Ярославль)

      Успенский собор в Ярославле — в XVIII—XX веках кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии.


      Создан: 2016-06-08

      БТ-2

      БТ-2 (БТ, Б-Т) — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Первый танк семейства БТ («Быстроходные танки»).


      Создан: 2013-04-06

      Таганрогский десант 1943

      Таганрогский десант — тактический десант, высаженный силами советской Азовской военной флотилии.


      Создан: 2015-11-05

      Бои на Каховском плацдарме 1920

      В 1920 году в районе Каховки происходили упорные бои между Русской Армией и Красной армией за переправу через реку Днепр.


      Создан: 2010-07-27

      Сумма-Хотинен

      Сумма-хотинен - мощный узел обороны на Главной оборонительной линии финнов на Карельском перешейке.


      Создан: 2015-11-06

      Севастополь в Гражданской войне

      Севастополь в Гражданской войне — являющийся частью Гражданской войны в России 1917—1922 годов.


      Создан: 2015-07-13

      Пасха

      Пасха, Велик день — самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян.


      Создан: 2015-12-18

      Мост Ломоносова

      Мост Ломоносова — мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова.


      Создан: 2016-01-22

      Главная страница » Культура » Егорий Вешний


      Егорий Вешний

      Егорий Вешний

      Икона «Чудо Геогия о змие». Русский Север. XVI в.

      Тип:

      народно-христианский

      Иначе:

      Юрьев день, Отмыкание Земли, Ярила вешний

      Значение:

      Егорий «отмыкает» землю, в некоторых местах начало нового сельскохозяйственного года

      Отмечается:

      славянами, германцами, кельтами

      Дата:

      23 апреля (6 мая)

      Традиции:

      обряд первого выгона скота, «купание» в егорьевской росе, в некоторых местах с этого дня начинался сезон весенне-летних песен и ставили качели

      СОДЕРЖАНИЕ
      Другие названия
      У восточных славян
      У южных славян
      Апокрифичный образ святого Георгия
      Поговорки и приметы

      Егорий Вешний (Юрьев день) — день народного календаря славян, приуроченный ко дню памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемый 23 апреля (6 мая). В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершались аграрные обряды и жглись костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егория пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».

      У южных славян Гергиев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

      Другие названия

      рус. Юрьев день, Георгий Победоносец, Егорий вешний, Егорий весенний, Егорий храбрый, Юрий тёплый, День Егория храброго, Егорий голодный, Егорий-скотопас, Егорий — ленивая соха, Юрий Водонос, Отмыкание Земли, Егорий — резвая соха, рус. вят. Лошадушки менильники (именинники), рус. бирюч. Конский праздник, рус. воронеж. Скотский день; белор. Юрай, Ягорый, Юрый весняный, Юр’я, Юре-Ягоре Частны Леса; полес. Егорий, Юрий весняный, Юрий голодный, Ягорий; укр. Юрій, Сьвято Юря; болг. Георгьовден, Гергевден, Джурджовдън, Зелен Гьорги, Цветен Гьорги; макед. Гургевден, Гурговден; серб. Ђурђевдан; хорв. Đurđevo; словен.Jurjevo, Sveti Jurij; польск. św. Jerz; чеш. Svatý Jiří, словацк. Jurij, Duro, Svätý Júr, Svätý Júraj.

      У восточных славян

      Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягнёнка.

      На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

      В Чёрной Руси в этот день происходили конские ристалища, сопровождаемые песнями и пиршествами.

      У русских в Егорьев день (или один из пасхальных дней) молодёжные группы обходили дома тех, кто поженился менее года назад, и «окликали» их по имени-отчеству, исполняя величальные песни в их честь; за такое «окликание» они получали подарки и угощение.

      На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Егорьев день жгут большие общесельские костры.

      У южных славян

      Лубок «Егорий вешний». XIX век

      Весенний Юрьев день считался началом полугодия, называемого у сербов «джурджевско» (юрьевское) и продолжающегося до Дмитриева дня 26 октября (8 ноября) , который открывал второе, «митровско» (дмитриевское), полугодие.

      В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

      В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

      Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

      Юрьев день — первый в ряду нескольких праздников, когда практиковался сбор лекарственных трав и прочих полезных и наделяемых магическими свойствами растений; эти травы хранили для лечения, ими закармливали в Юрьев день скот, украшали дома и все хозяйственные постройки в апотропеических целях (для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей).

      В обрядности южных и восточных славян Юрьев день посвящён магии, связанной с обеспечением здоровья. В этот день собирали росу, которую использовали для лечения, взвешивались на весах, прикреплённых на молодом дереве, чтобы весь год быть здоровыми; опоясывались по голому телу зелёными ветками, катались и кувыркались по росе и др. С этим днём связаны у южных славян многочисленные гадания по сорванной зелени: увядшие к утру стебли предвещали домочадцам болезни и смерть, а сохранившие свежесть — здоровье и долголетие.

      У сербов в некоторых районах до недавнего времени в этот день ритуальная процессия девушек («кралица») обходила дома с пожеланиями здоровья и счастья всем домочадцам.

      В Болгарии с 1880 года в день святого Георгия Победоносца отмечается День храбрости. В этот день освящаются боевые знамёна и проводится воинский парад, то есть, по сути дела, отмечается день Болгарской армии.

      Особенное значение Юрьев день имеет также для балканских цыган, почитающих святого Георгия своим покровителем. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

      У православных гагаузов 6 мая отмечается «Хедерлез» в день святого Георгия Победоносца — праздник, который своими истоками уходит далеко в язычество.

      Апокрифичный образ святого Георгия

      Св. Георгий (слева) и св. Дмитрий (справа). Фрагмент иконы, средние века.

      В народной культуре славян называется Егорий Храбрый — защитник скота, «волчий пастырь», по весне отмыкает Землю и выпускает росу. У южных славян Гергиев (Юрьев) день — основной календарный рубеж первой половины года, вместе с Дмитриевым днём он делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

      В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу святого Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы св. Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона (см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина), которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота.

      Другой народный образ святого связан с началом весны, земледелием и скотоводством, с первым выгоном скота, который у восточных и части южных славян, а также в восточной Польше часто бывает на Юрьев день. В русских (костром., твер.) обходных юрьевских песнях обращаются к св. Егорию и св. Макарию:

      Егорий ты наш храбрый,

      Макарий преподобный!

      Ты спаси нашу скотину

      В поле и за полем,

      В лесу и за лесом,

      Под светлым месяцем,

      Под красным солнышком,

      От волка хищного,

      От медведя лютого,

      От зверя лукавого

      У хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зелёный Юрий» (хорв. Zeleni Juraj) — мальчик, покрытый с головы до ног зелёными ветками, изображающий св. Георгия (ср. полес. куст). В тех же хорватских песнях в Юрьев день иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы в Помурье водили «Зелёного Юрия» или «Весника» (словен. Zeleni Jurij, Vésnik — от словенского диалектного vésna «весна») и пели:

      Оригинал

      Zelenega Jurja vodimo,

      Maslo in jajca prosimo,

      Ježi-babo zganjamo,

      Mladoletje trosimo!

      Перевод

      Зелёного Юрия водим,

      Масло и яйца просим,

      Ежи-бабу прогоняем,

      Весну рассыпаем!

      Для болгарских и восточносербских юрьевских песен характерен мотив подковывания коня и объезда полей: «Святой Георгий подковывает коня серебром и золотом...» (болг. Свети Гиоргия коня кове се от сребро и от злато...),

      Оригинал

      Тръгнал ми е свети Георги

      Сутром рано на Герговден

      Да обижда зелени нивя,

      Зелени нивя, росни ливади.

      Перевод

      Направился святой Георгий

      Рано утром на Юрьев день

      Объезжать зелёные поля,

      Зелёные поля, росистые луга.

      В Приангарье Егория Храброго чтили как покровителя лошадей, в его день на лошадях не работали. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий — повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильёй он разъезжал на коне по небу, и от этого слышался гром. В сёлах около Пловдива воспринимали святого как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду.

      Поговорки и приметы

      • Два Егорья: один холодный, другой голодный.
      • В этот день сходит весна на землю (укр. В сей день сходить весна на землю).
      • Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
      • Юрьева роса от семи недугов.
      • Сегодня лошадушки менильники (именинники).

      Просмотров: 737    Создан: 2016-02-14    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете
      Партнерская программа казино, сайт партнерам тут

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх