Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Энгельс

      Энгельс (до 1931 года — Покровск) — город (с 1914 года) в России.


      Создан: 2011-04-29

      Новгородско-Лужская наступательная операция

      Новгородско-Лужская наступательная операция — операция, с задачами разгромить группировку противника в районе Новгорода.


      Создан: 2015-10-16

      Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

      Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же).


      Создан: 2011-04-04

      Крестовый поход против славян

      Крестовый поход против славян (вендов) 1147 года — захватнический поход европейских (саксонских, датских и польских).


      Создан: 2011-01-06

      Николо-Вяжищский монастырь

      Николо-Вяжищский монастырь — ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви.


      Создан: 2016-03-23

      Шахты

      Шахты — город в Ростовской области на реке Грушевка. Численность населения — 245 155 человек (2010).


      Создан: 2011-04-24

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Арзамас)

      Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище — храм Нижегородской епархии.


      Создан: 2016-06-14

      Десантная операция в Мотовском заливе

      Десантная операция в Мотовском заливе – десант, высаженный для разрушения системы береговой обороны немецких войск.


      Создан: 2015-09-21

      Церковь Спаса на Нередице

      Церковь Спаса на Нередице — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода.


      Создан: 2016-07-19

      Временное правительство России

      25 февраля (ст. ст.) 1917 года Высочайшим указом деятельность IV Государственной думы была приостановлена. Вечером 27 февраля (12 марта).


      Создан: 2010-08-01

      Главная страница » Культура » Радоница


      Радоница

      Радоница

      Поминки на Радоницу. XIX век

      Тип:

      Христианский / народно-христианский

      Иначе:

      Радуница, Раданица, Родоница, Радавница

      также:

      Деды

      Отмечается:

      восточными славянами

      Дата:

      вторник, местами понедельник, Радоницкой недели

      В 2015 году:

      21 апреля по календарю РПЦ

      В 2016 году:

      10 мая по календарю РПЦ

      Традиции:

      убирают могилки, «окликают» покойников

      Связан:

      с Пасхой

      СОДЕРЖАНИЕ
      Этимология
      Другие названия
      Даты поминовений
      Радоница и Церковь
      Празднование Радоницы
      В Смоленской губернии
      В других местах
      Окликание дождя

      Радоница, или Радуница — весенний праздник поминовения умерших у восточных славян, приходившийся в разных местностях на воскресенье, понедельник или вторник Фоминой (Радоницкой) недели; в некоторых местах так называлась вся Фомина неделя. Эта славянская традиция была воспринята и поддержана Русской православной церковью.

      Этимология

      По мнению Ю. Лаучюте, слово заимствовано у балтов: лит. raudine «молитва за умерших с плачем и причитанием», лит. rauda «плач с причитанием». По мнению М. Мурко и А. В. Десницкой, название Радуница явилось переосмысленным (путем сближения с рад, радость) производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад» — кальки лат. Rosalia «день роз» с тем же значением «праздника поминовения мёртвых» (аналогичная этимология общепринята для названия праздника Русалий). М. Фасмер возражал против подобной этимологии рус. Радуница, ссылаясь на отсутствие в среднегреческом языке подобного термина для поминок, и считал наиболее приемлемым понимание Радуницы как праздника радостного пасхального поминовения мёртвых и её сближение с рад- («радование, радость»). Сравните полесское название праздника — Деды радостные. Это полностью отвечает как диалектным названиям этого праздника (активно сближающим Радуница с радоваться), так и христианскому восприятию Пасхи, имея в виду радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении мёртвых.

      Другие названия

      рус. Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье, Навьи проводы, Навий день; на Украине: Могилки, Гробки; в Белоруссии: Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки; укр. Про́води, Бабский Великдень, Мертвецький великден, белор. Небожчицкій велик день, Ра́даўнiца, Радуніца, Раданiца, Радуніцкія Дзяды, Вялікдзень мёртвых, полес. Деды́ ра́достные.

      Даты поминовений

      «Проводы» в Малороссии. 1877

      В России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день приходится на вторник, реже — понедельник Фоминой недели. На Украине, в Белоруссии и в Подляшье(Польша) Радоница называется Проводы, отмечается в воскресенье, понедельник или вторник Фоминой недели.

      В Белоруссии — официальный государственный праздник, нерабочий день (второй вторник после православной Пасхи) — День поминовения усопших.

      В Молдове этот день называется Родительским днём и отмечается в воскресенье или понедельник.

      Отмечается: в Центральной Украине — в понедельник Фоминой недели (Проводы), на востоке Украины — на Красную горку, в Белоруссии — во вторник (Радованцы), на севере России — во вторник или воскресенье (Красная горка), в Костромской губернии — в воскресенье. На юге России поминают предков на Пасху (основано на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах») или на Красную горку.

      Радоница и Церковь

      А. Е. Архипов. Радоница (Перед обедней). 1892

      Согласно Амвросию Медиоланскому в этот день: «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со свв. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня».

      Народная традиция поминовения усопших в понедельник или вторник Фоминой седмицы обусловлена тем, что, согласно Типикону, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим, прекращавшееся с Великого четверга. При этом, на богослужении Радоницы церковный устав не предполагает «ничего специально заупокойного», поскольку вторник Фоминой седмицы приходится на период попразднства Антипасхи. Традиция совершения на Радоницу заупокойной службы, копировавшей службу Троицкой субботы, критиковалась литургистами в лице Афанасия (Сахарова) на том основании, что Устав не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного.

      Церковь осуждает некоторые народные обычаи этого дня (поминовение алкоголем и т. д.), называя их «языческими». В частности, о ситуации начала XX века говорится: «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. <…> Всё Киевское приходское духовенство <…> увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших».

      Празднование Радоницы

      В Смоленской губернии

      На Радоницу «пекут драчёну, варят кашу, жарят «яешню», красят яйца, пекут пироги, лепёшки или блины (тоненькие из пшеничной муки). Накладывают каши целую чашку, хорошенько помаслят, сверху положат пирог, а в другую чашку кутьи, блинов или лепёшек, драчену, яешню, сверху варёных красных яиц; свяжут все тряпкою. Хозяин приготовляет водку; смотря по достаткам — полштофа или два, а когда родня большая и двор богатый, то и целую баклашку, гарчик, да и отдельно ещё бутылочку для особенно дорогих или почётных гостей, крепко настоенную стручистым перцем».

      После совершения священником церковной панихиды:

      Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершим, священник уходит, а семья садится вокруг могилы. Хозяин и близкие родные начинают выть по умершим, потом и они садятся вместе с другими, начинают выпивать вотычку, едят все кушанья, которые принесены на могилу. Тут бывают и старцы, и бобылки безродные. Каждый оделяет их всем имеющимся: кушаньем, так и водкою. А потом вздремнувши и потянувшись хорошенько, после непродолжительного сна, возвращаются домой. Некоторые ещё сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, оправдывая таким образом пословицу: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет». На Радоницу мальчишки борются, пробуют крепость яиц, «играют на убитки».

      В других местах

      В других губерниях Российской империи Радоница была днём домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято. Так, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радоницу готовили баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. На Черниговской губернии вторник Фоминой недели назывался Радульные деды; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего «диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радоницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы).

      Агапкина Т. А. Радуница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь - с. 391

      К Радунице специально красили яйца, причём кое-где уже не в красный, а в жёлтый или зелёный, то есть в «жалобные» цвета (полес.).

      Агапкина Т. А. Радуница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь - с. 391

      Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день.

      Окликание дождя

      В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Раньше утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя. При виде облачка дети выкрикивали:

      Смоленское кладбище, поминки. 1881
      • Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
      • Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
      • Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром.
      • Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!
      • Дождик, дождик, перестань, я поеду в Арестань!

      Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость.


      Просмотров: 975    Создан: 2016-02-13    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх