Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Успенский собор (Астрахань)

      Успенский собор — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.


      Создан: 2016-03-23

      Военно-воздушные силы СССР

      Военно-воздушные силы СССР (ВВС СССР) — один из видов Вооружённых сил СССР.


      Создан: 2013-10-04

      Церковь Преображения Господня (Никита)

      Церковь Преображения Господня — русская православная церковь в поселке Никита у входа в Никитский ботанический сад.


      Создан: 2016-06-14

      Василий Кириллович Тредиаковский

      Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский) (5 марта (22 февраля) 1703 — 17 (6) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.


      Создан: 2010-04-15

      Острогожско-Россошанская операция

      Острогожско-Россошанская наступательная операция (13 — 27 января 1943 года) — боевые действия на южном участке фронта в период с 13 по 27 января 1943.


      Создан: 2010-10-30

      Тургенев Иван Сергеевич

      Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.


      Создан: 2014-03-28

      Сталин Иосиф Виссарионович

      Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 (18) декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879).


      Создан: 2010-06-22

      Банник

      Банник — демонологический персонаж в поверьях восточных славян.


      Создан: 2015-11-25

      Благовещеньев день

      Благовещеньев день — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 25 марта (7 апреля).


      Создан: 2016-02-06

      Режицко-Двинская операция

      Режицко-Двинская фронтовая наступательная операция — операция советского 2-го Прибалтийского фронта.


      Создан: 2015-10-21

      Главная страница » Культура » Святки


      Святки

      Святки

      Маковский К. Е. «Святочные гадания». 1900-е.

      Тип:

      народно-христианский

      Иначе:

      Коляды, «Калядныя святкi» (белор.)

      Установлен:

      Имеет древние дохристианские корни

      Отмечается:

      славянами

      Дата:

      с 24 декабря (6 января) по 6 (19) января

      Празднование:

      народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие

      Традиции:

      запрет на работы

      Связан:

      с Рождеством (Колядой)

      СОДЕРЖАНИЕ
      Этимология и названия
      Церковное празднование
      Древнее наследие
      Святочный период
      Изгнание святок
      Пословицы и поговорки

      Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коляды; др.-рус. свтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды. В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 (20) января (Зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.

      В христианской традиции — время с Рождества Христова до Крещения Господня.

      Этимология и названия

      Святки (от праслав. svętъ, svętъjь) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день.

      • рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), окрутники (новг.), кудеса (новг., вологод.), субботки (псков.);
      • зап.-белор. калядныя святкi; мiж каляд, помiж каляд (то есть между колядами); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
      • полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
      • польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory;
      • чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody;
      • словацк. Vianoce, Hody, sviatky;
      • словен. Volčje noči (штир.) (также см. Вучаренье);
      • сербохорв. некрштены дани;
      • в.-болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн’ове, поганските дни, буганите дене.

      Церковное празднование

      П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)

      Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина (ум. 373 г.), произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди Амвросия Медиоланского и Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

      Ещё со времён Римской империи святость этих дней и вечеров нередко нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими отязыческих обрядов этих дней. Против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

      Древнее наследие

      К. Г. Г. Гейслер. Святки. 1805 г.

      Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной.

      Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

      В Новгороде со второго дня Святок (окрутников) до Богоявления наряженые ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на на огнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках («святочники») с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем.

      В Псковской губернии (в Торопце) девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом:

      Дунай, Дунай, многолетствуй!

      И с твоею полюбовницей!

      За это гости платят — сборы идут хозяйке избы. Женатые мужчины на «торопецкие субботки» не допускаются.

      Святочный период

      Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́». (Ср. также укр. киев. святый тыждень). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья Рождественский сочельник, Друга или Середня кутья канун Нового года, Трэтья илиПоследняя кутья канун Крещения (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная».

      Изгнание святок

      Обряды «изгнания святок» (кутьи, коляды), приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. На Украине сжигание на Новый год рождественской соломы или мусора, накопленного за период Святок, называлось паліть діда или паліть дідуха. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит!»; это называлось «провожать святки».

      Пословицы и поговорки

      • На Святки только волки женятся.
      • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится.
      • «Аднá куття на людей, а другая на худобу, а треття на уражай» (полес.).
      • «Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься» (воронеж.).
      • Мокрые святки — мало урожая (пол. силез.).
      • Ясные святки — полные амбары (пол. силез.).

      Просмотров: 632    Создан: 2016-02-13    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх