Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Ленинск-Кузнецкий

      Ленинск-Кузнецкий — город (с 1925) в России, административный центр Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, центр городского округа.


      Создан: 2011-01-30

      Колониализм

      Колониализм — система господства группы промышленно-развитых стран (метрополий) над остальным миром в XVI—XX веках.


      Создан: 2010-08-27

      Кнайпхоф

      Кнайпхоф — историческое название одной из островных городских частей Кёнигсберга и нынешнего Калининграда.


      Создан: 2016-03-12

      Сталин Иосиф Виссарионович

      Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 (18) декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879).


      Создан: 2010-06-22

      Борис Годунов

      Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 февраля 1598 — русский царь.


      Создан: 2010-05-18

      История сознания и осознание истории

      Двадцатый век был периодом радикального обновления человечества, периодом массового перехода.


      Создан: 2012-01-29

      Николай Францевич Гастелло

      Николай Францевич Гастелло — советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи.


      Создан: 2011-04-06

      МиГ-29

      МиГ-29 (по кодификации НАТО: англ. Fulcrum, Фолкрэм — Средство достижения цели.


      Создан: 2012-01-05

      Нефтекамск

      Нефтекамск (башк. Нефтекама) — город республиканского подчинения в Башкортостане.


      Создан: 2010-07-25

      Упырь

      Упырь — заложный покойник, который встаёт по ночам из могилы и поедает людей или высасывает у них кровь.


      Создан: 2015-11-26

      Главная страница » Культура » Благовещенский собор (Шлиссельбург)


      Благовещенский собор (Шлиссельбург)

      Благовещенский собор (Шлиссельбург)

      Вид на собор и соседние храмы с юго-востока

      Страна:

      Россия

      Город:

      Шлиссельбург, Красная площадь

      Конфессия:

      Православие

      Епархия:

      Тихвинская

      Благочиние:

      Шлиссельбургское

      Тип здания:

      Собор

      Архитектурный стиль:

      барокко

      Первое упоминание:

      1702 год

      Строительство:

      1763—1764 годы

      Дата упразднения:

      1935—1990 годы

      Статус:

      Объект культурного наследия РФ № 4710110001

      СОДЕРЖАНИЕ
      История
      Предыдущие храмовые постройки
      Современный собор
      Архитектура, убранство и устройство собора
      Территория храмового комплекса
      Никольская церковь
      Казанская часовня
      Погребения
      Приход
      Духовенство

      Благовещенский собор — главный храм города Шлиссельбурга. Относится к Тихвинской епархии Русской православной церкви, состоит в Шлиссельбургского благочиннического округа. Является центральным храмом комплекса, состоящего из трёх церквей. Настоятель — протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев.

      История

      Предыдущие храмовые постройки

      Одновременно с основанием крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором, по определению, находился храм. Церковь была уничтожена последующими военными событиями. После освобождения крепости от шведов Пётр I приказал заложить в ней деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в октябре 1702 года, присутствовал сам царь. Однако вскоре Благовещенский храм обветшал, деревянные конструкции прогнили, и в 1725 году церковь, в которой одно время хранились мощи святого Александра Невского, была разобрана.

      Почти сразу жители города и работники канала организовали при городской Никольской часовне сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде. Заказ исходил от «шлиссельбургских обывателей и канальных людей». Храм был возведён в 1726—1727 годах. 7 (18) октября 1728 года в городе была освящена деревянная Благовещенская церковь, куда был переведён священник бывшей крепостной церкви. В 1756 году храм сгорел.

      Современный собор

      В 1763 году на средства полковника А. Белова и дворян Сибилевых «на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов» началось строительство каменного храма в традициях раннего барокко, освящение которого состоялось 8 (19) августа 1764 года. Первоначально внутренним перекрытием в помещении, имевшем гладкие стены, служил навесной потолок, деревянный и плоский. В 1788—1795 годах церковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века. Были добавлены пилястры; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры. Возможно, в то же время собор был дополнен второй главой, уже над алтарём. До 1828 года к храму был приписан крепостной Иоанно-Предтеченский собор. В 1864 году, к столетию церкви, ей был придан соборный статус. В 1877—1882 годах в соборе под руководством архитектора Г. И. Карпова был проведён ремонт. В рамках работ были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее, на месте оконных проемов; с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н. Д. Федюшкина); в 1881 году к апсиде были пристроены ризница и пономарская. В 1900 году в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление. Ввиду этого старые дубовые рамы на окнах были дополнены вторыми рамами из сосны. В 1903 году была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).

      9 июня 1935 года собор был закрыт. После закрытия прошёл частичный демонтаж храма. В его здании предполагалось устроить Дом культуры, однако здесь был устроен продуктовый склад. Колокольня спортивным клубом (по другим данным, школой ДОСААФ) была приспособлена под парашютную вышку. Во время оккупации города в 1941—1944 годах пострадавший от обстрелов собор был действующим.

      С 1944 года собор был занят складом судоремонтного завода; в алтарной части располагалась контора Леноблторга. Верующие направляли в 1949 году ходатайство о возобновлении богослужений в соборе, но получили отказ. В 1963 году были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 1967 году храм был передан Ленинградскому заводу граммпластинок «Мелодия» для размещения производственного цеха. При передаче здания было поставлено условие восстановить его. Однако здание было лишь реконструировано под нужды владельца. В 1970—1981 годах в храме прошли восстановительные работы по проекту архитектора А. Н. Милорадовича. В рамках реставрации состоялось полное восстановление основного объёма постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были, внутри было сооружено перекрытие. При обустройстве второго этажа в стены были врезаны балки, что привело, в свою очередь, к снятию всей штукатурки и имевшихся профилей.

      В августе 1990 года собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 году, началась реставрация, которая к 2015 году ещё не закончена. Так, в 2014 году шли работы по монтажу главного купола со шпилем высотой 52 метра, но были мнения, что стены собора не выдержат; ранее частично была заменена кровля. Оценка предварительной стоимости работ, включающих реставрацию фасада, шпиля колокольни, оконных и дверных заполнений и т. д., составила 37 млн рублей.

      Архитектура, убранство и устройство собора

      Каменный храм представляет собой однокупольную базилику: прямоугольное в плане двухсветное здание с одной апсидой, увенчанное куполом (покрытием в своё время служило белое железо). Архитектура собора приближается к стилю Благовещенской церкви

      Александро-Невской лавры и Петропавловскому собору. Известно, что стены были двухцветными: предположительно основным был розовый цвет, а архитектурные детали (пилястры, наличники, тяги, антаблемент) были окрашены в белый. О розовой окраске здания храма можно судить по сохранившейся акварели художника Уланова, которая была написана в 1776 году. Фасады расчленены плоскостными пилястрами большого ордера на пять частей, с окнами в два света: нижний ряд составляют высокие окна прямоугольной форма с арочными перемычками, а верхний — в форме эллипса. Барабан с куполом с люкарнами врезан в четырёхскатную крышу и смещён к апсиде, а его ось с севера и юга замыкают треугольные фронтоны над входными дверьми, обрамлёнными рустованными пилястрами. Окна и двери церкви оформлены однотипными наличниками барочного характера. Углы трёхгранной в плане апсиды закреплены пилястрами. Окна алтарной части прямоугольные с полуциркульным завершением. Над апсидой на небольшом барабане — главка луковичной формы.

      К притвору пристроена трёхъярусная колокольня. Высота со шпилем составляла 52 метра (шпиля — около 14 метров). Первый ярус колокольни одновременно является папертью и решён в виде четырёх пилонов, несущих полуциркульные арки. По углам яруса находятся сдвоенные пилястры, капители которых составляют раскрепованную часть антаблемента с узким гладким фризом. Карниз антаблемента колокольни, в отличие от антаблемента остального храма, имеет пояс сухариков. Второй ярус колокольни, меньший по высоте, чем первый, является промежуточным звеном к третьему. По его углам расположены филёнки, а основанием служит выступающий профилированный крепованный карниз. На каждой стороне яруса находится по одному круглому окну. Третий ярус выполняет функции звона. Его стены прорезаны высокими арочными проемами, в которых крепились колокола. Колокольню венчал колоколообразный купол с выкружками и люкарнами. Над куполом располагались шестигранный фонарь с арочными проёмами и шестигранный шпиль.

      Храм имел один престол. Резной иконостас был двухъярусным. Выкрашен голубой краской с позолоченными деталями.

      В 1847 году в храме колоколов было немного, и все они имели небольшой вес. На то время, по мнению А. С. Томилина, одним из главных недостатков архитектуры храма было большое количество столпов для поддержки свода, располагавшихся во всей церкви в два ряда, ибо они «заслоняют собою священнослужение», стесняя и подавляя «внутренность храма». Над царскими вратами располагались местные иконы «Спасителя и Благовещения и Тайной Вечери» в серебряных ризах, принадлежавшие к «новой иконописи». В то же время большинство образов в храме были «старинной живописи». Томилин выделяет из них две иконы: Успения Божией Матери, размещённую в иконостасе, и Димитрия Мироточивого, хранившуюся в особом киоте. Последний образ имел драгоценную ризу, покрытую золотом. В свою очередь, серебряные ризы имели и запрестольный крест, и двухсторонняя икона Знамения Божией Матери и Святителя Николая; последняя была специально создана для крестных ходов. Надпись под крестом и иконой, украшенными ризами в 1825 году, свидетельствовала, что использованное серебро было прежде, ещё в 1815 году, похищено из церкви и лишь в 1822 году обнаружено «на берегу Невы у шлюзов». Вес серебра, использованного для ризы креста, составил 11 фунтов36 золотников, а для ризы иконы — 13 фунтов 42 золотника.

      В соборе находились захоронения:

      • Родовое семьи Сибилёвых (1700—1770). Над склепом был размещён образ страданий мученицы Евдокии.
      • полковника А. Белова (скончался в 1766 году). Бронзовая доска с надписью о его погребении сохранилась.

      Территория храмового комплекса

      Территорию собора, кроме храма, занимают еще две церкви. Весь участок обнесён оградой. Первая каменная ограда была создана еще в 1797 году. Но при строительстве шлюзов участок со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником В. С. Семичевым. Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года. Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань. Сумма, в которую оценивалась работа, составляла 16 033 рубля 76 ½ коп. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина, на плитном цоколе высотою 14 вершков…» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Возможно, остальная часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно. Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину.

      Никольская церковь

      Первый храм на месте современной Никольской церкви был сложен из дерева в 1737—1739 годах. В 1772 году он был перенесён в село Гавсарь. В 1768 году началось возведение нового храма. 5 (16) декабря 1770 года рядом был освящён другой, каменный, одноглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здание тёплой церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. В 1933 году церковь была закрыта. В 1990 году вновь освящена, а в 1995 году возвращена верующим.

      Казанская часовня

      Каменная часовня Казанской Божией Матери была построена по проекту Г. Ершова с главным выходом на Красный проспект. В часовне на возвышении был устроен иконостас с пятью образами, обнесённый балюстрадой. Украшением этому зданию «коринфского ордена» служили купол и две колонны. В воскресенье, которое предшествовало празднику Казанской Божией Матери, из собора Шлиссельбургской крепости выносилась с крестным ходом икона Казанской Божией Матери, почитавшаяся чудотворной, и относилась священниками в эту часовню Благовещенской церкви. Здесь образ оставался до дня праздника — до 8 июля, когда после совершения в Благовещенской церкви литургии он выносился из часовни и совершалось «молебствие соборне». Далее после крестного хода по городу образ возвращался в часовню для посещения богомольцами. В крепостной собор икона переносилась с крестным ходом в воскресенье, следующее за Днём Спаса Преображения, а на её месте в часовне помещали другой образ Богородицы, на этот раз из Благовещенского собора, являвшийся «снимком» с предыдущего и украшенный серебро-золочённой ризой с драгоценными камнями. Храм был закрыт. Восстановлен и вновь освящён в 1989 году.

      Погребения

      В ограде собора также находились погребения:

      • М. П. и И. М. Белозеровых. Надпись: «Под сим погребены тела во блаженной памяти преставившихся Шлисенбургскаго купца и депутата Матвея Петрова Белозерова и сына его Иоанна, кои краткой сей жизни наслаждались: Матфей 58 лет, преставися марта 9-го дня 1783 года, Иоанн 14 лет, скончался маия 13-го дня 1784 г. О, Боже Праведный, Боже Премилосердый, услыши вопль и стенание вдовы, буди прещедрый отец оставшихся сирот и преставившимся даруй со святыми Твоими вечный живот».
      • князя Д. М. Голицына (у Никольской церкви). Надпись: «На сем месте погребено тело князя Дмитрия Михайловича Голицына, скончавшагося 1737 года, месяца апреля 10-го дня, на 74 году»
      • Д. М. Дудиной (существовала мраморная доска на правой стене Никольского храма). Надпись: «От сего места прямо 4 аршина погребено тело рабы Божией Дарии, Михайловой дочери, супруги Санктпетербургскаго цеховаго костянаго мастера Осифа Христофорова сына Дудина; в супружестве жила 43 года и 8 месяцов; оставила живых детей и внучат и правнучат 45 душ, а умерших тож детей и внучат и правгучат 50 душ; жития ея было от роду 64 года; тезоименитства была марта 19 день; преставися ноября 16 день 1777 году в Шлюшенбурхе»

      Приход

      В 1847 году в приход собора входили деревни Липка, Морье, Ириновка и Ваганова, а также дачи «г. г. Резвого и Белозерова» в Шлиссельбургском уезде. Тогда же в число причта этого храма и Никольской церкви входили два священника, диакон и три дьячка, на старшем причетнике из которых лежало заведование метрическими книгами. Для проживания духовенства был отведён церковной дом на Большом проспекте в Шлиссельбурге. В 1899 году к приходу собора относились наряду со Шлиссельбургом деревни Шереметьевка, Чёрная Речка, Марвино, Липки. Всего насчитывалось 339 дворов, в число прихожан входили 1862 мужчины и 1774 женщины. Кроме храмов, находящихся в ограде собора, к нему была приписана каменная Преображенская церковь на Шлиссельбургском городском кладбище.

      Духовенство

      Настоятели церкви

      Даты

      Настоятель

      до 1721—1727

      священник Василий Андреев (… — 1740)

      … — после 1728

      священник Феодор Дометиев (… — до 1730)

      … —1735

      иерей Иаков Игнатьев (… —1736)

      1735—1739

      иерей Иоанн Онуфриев (… —1759)

      1735—1743

      иерей Назарий Меркурьев (… —1746)

      1743—1745

      протоиерей Иоанн Онуфриев (… —1759)

      1745—1749

      протоиерей Тимофей Васильев (1714—1763)

      … — …

      сведений не удалось обнаружить

      до 1782 — …

      протоиерей Андрей Яковлев (… —1807)

      … — …

      сведений не удалось обнаружить

      до 1800 — 1817

      священник Порфирий Антонов (… —1817)

      … — …

      сведений не удалось обнаружить

      1820 — …

      священник Фока Быстряков

      … — …

      сведений не удалось обнаружить

      до 1866—20 октября (1 ноября) 1876

      протоиерей Иоанн Степанович Студийский (1797—1876)

      до 1884 — …

      протоиерей Григорий Иванович Кесарев (1815 — …

      1891 — 29 декабря 1909 (11 января 1910) протоиерей (с 1897)

      Виктор Иванович Благовещенский (…—1909/1910)

      20 января (2 февраля) 1910 — … протоиерей (с 1913)

      Александр Дмитриевич Зосимовский

      … — …

      сведений не удалось обнаружить

      1921—1923

      иерей Михаил Александрович Смирнов (1888—1962)

      … — …

      сведений не удалось обнаружить

      1935—1941

      период ликвидации прихода

      октябрь 1941

      «иерей» И. Амосов (самозванец)

      … — 1944

      сведений не удалось обнаружить

      1944—1991

      период ликвидации прихода

      1990— …

      сведений не удалось обнаружить

      … — настоящее время

      протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев (род. 1967)


      Просмотров: 1387    Создан: 2016-01-21    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх