Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Усть-Тосненская операция

      Усть-Тосненская наступательная операция — частная наступательная операция советских войск Ленинградского фронта.


      Создан: 2015-11-07

      Кусково

      Усадьба Кусково — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века.


      Создан: 2016-01-18

      Андрей Николаевич Туполев

      Андрей Николаевич Туполев (10 ноября 1888 — 23 декабря 1972) — советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968).


      Создан: 2010-04-15

      Сэйсинская операция 1945

      Сэйсинский десант — морской десант, высаженный кораблями советского Тихоокеанского флота в ходе советско-японской войны.


      Создан: 2015-11-07

      МиГ-17

      МиГ-17 (самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фрескоу) — советский реактивный истребитель.


      Создан: 2013-07-12

      Яровит

      Яровит, Геровит, искажённое Веровит или Иеровит — бог войны у балтийских славян.


      Создан: 2015-11-22

      Ка-15

      Ка-15 (по кодификации НАТО: Hen — «Курица») — вертолет соосной схемы, разработанный в ОКБ Н. И. Камова.


      Создан: 2013-09-20

      Ленинизм

      Ленинизм - философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма.


      Создан: 2010-08-13

      Иоанн 6 Антонович

      Иван VI (Иоанн Антонович) (12 (23) августа 1740—5 (16) июля 1764) — российский император из династии Вельфов.


      Создан: 2010-06-14

      Севская операция

      Севская наступательная операция — наступательная операция советских войск Центрального фронта.


      Создан: 2015-09-01

      Главная страница » Культура » Ярила


      Ярила

      Ярила
      СОДЕРЖАНИЕ
      Образ
      Образ по П. Древлянскому
      Статус
      Происхождение имени
      Топонимы
      Образ в культуре и массовом сознании

      Ярила (Ярило) — персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре (преимущественно Верхнее Поволжье, южнорусские губернии). Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, связано с представлением о весеннем плодородии (ср. рус. яровой, ярый, укр. ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян).

      Образ

      Образ Ярилы сходен с образами Костромы, Кострубоньки, чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрезными шутками мужиков.

      По мнению ряда исследователей, ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. Дж. Фрэзер так реконструировал стадии развития этого божества:

      1. Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» — сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
      2. «Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже не дух, но то, что им повелевает.
      3. Персонификация (Ярило, Кострома, Кострубонька). Это ещё не боги — им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
      4. Обожествление — хотя аграрное происхождение его и не исчезло — празднование в честь них ещё сопряжено к земледелию, но уже и есть постоянное поклонение им (Персефона, Осирис и т. д.).

      Образ по П. Древлянскому

      П. Древлянский описывал образ Ярило, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.

      В его трудах, у белорусов в конце апреля (27 апреля) вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали её в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали её на белого коня, а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярило.

      Часть исследователей считали большу́ю часть данных Древлянского — в том числе и о Яриле — фальсификацией. Иные же (например, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров) считали их подлинными и использовали информацию Древлянского в своих реконструкциях. Согласно последним данным, белорусский «бог весны и плодоносия» П. Древлянского — романтическая мистификация.

      В христианстве функции Ярилы переходят к святому Георгию (Юрию, Егорию Вешнему).

      Статус

      Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — долгое время оставался открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством. Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещениях Тихона Задонского жителей гор. Воронежа» (относится к 1763 году). Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян). В энциклопедическом издании «Мифы народов мира» Ярила трактуется как «как божество весеннего плодородия».

      В энциклопедическом издании «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» Института славяноведения Российской академия наук, вышедшем под редакцией Н. И. Толстого, (2012) Ярила однозначно трактуется как «персонификация праздника».

      Происхождение имени

      Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. árvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. Έρως; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω«поднимаю»; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке». Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый».

      По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы«первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.

      По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая.

      Топонимы

      • Ярылова роща в Белоруссии
      • Ярилово поле в Костромской области
      • Ярилова долина во Владимирской области
      • Ярилина плешь в Московской области
      • Ярилина гора вблиз Плещеева озера и Клещана

      Образ в культуре и массовом сознании

      Начиная с XIX века, образ Ярилы нередко встречается в различных литературных произведениях, например:

      Идёт удалый бог, Ярило-молодец,

      И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!

      Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,

      Ярило, жизни царь и властелин сердец,

      Из мака алого сплетён его венец,

      В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,

      Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,

      Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!

      — Пётр Бутурлин, «Ярило»

      В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы (чучело-символ плодородия), а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку, по мнению Института славяноведения РАН, Ярило таковым не является. «Богом солнца» его могли сделать только спекуляции — например, на почве ошибочного толкования имени или в рамках «мифологической школы», выводившей всех мифологических персонажей из небесных явлений. Вредную роль в пропаганде подобных ошибочных представлений сыграла и пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная под влиянием работ А. Н. Афанасьева. В ней Ярило прямо называется богом солнца, «Ярилой-Солнцем», что в корне неверно. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.


      Просмотров: 2870    Создан: 2015-12-02    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Российская империя

      Российская империя (дореф. русск. Россійская Имперія; также Российское государство или Россия).


      Создан: 2010-07-30

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх