Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Ка-29

      Ка-29 (изделие 502, по классификации НАТО: Helix-B) — советский корабельный транспортно-боевой вертолёт.


      Создан: 2013-09-23

      Операция «Полярная Звезда»

      Операция «Полярная Звезда» — ряд наступательных операций советских войск Северо-Западного фронта.


      Создан: 2015-10-17

      Аничков дворец

      Аничков дворец — один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, у Аничкова моста на набережной реки Фонтанки.


      Создан: 2016-03-14

      Старорусская операция

      Старорусская наступательная операция — операция советских войск Северо-Западного фронта в районе Старая Русса.


      Создан: 2015-11-03

      Ми-26

      Ми-26 — советский/российский многоцелевой транспортный вертолёт.


      Создан: 2013-10-16

      Новороссийско-Таманская операция

      Новороссийско-Таманская операция — военная операция, заключительная часть битвы за Кавказ.


      Создан: 2015-10-16

      Перестройка

      Перестройка - общее название совокупности политических и экономических перемен, проводившихся в СССР в 1986—1991 годах.


      Создан: 2010-08-08

      Ла-5

      Лавочкин Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г.


      Создан: 2013-06-30

      Спасо-Преображенский собор (Торжок)

      Спасо-Преображенский собор — памятник русского культового зодчества эпохи ампира.


      Создан: 2016-07-07

      Мост Ломоносова

      Мост Ломоносова — мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова.


      Создан: 2016-01-22

      Главная страница » Культура » Чёрт


      Чёрт

      Чёрт

      Чёрт

      Мифология:

      Славянская

      В иных культурах:

      дьявол (бес), лит. велняс, шайтан, англ. imp — чертёнок, бесёнок

      СОДЕРЖАНИЕ
      Использование слова чёрт в русском языке
      Социальный жаргонизм
      Этимология
      Образ в мифологии
      Славянская мифология
      Прибалтийская мифология

      Чёрт — то же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии — злой дух, озорной, игривый и похотливый. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии.

      Использование слова чёрт в русском языке

      Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: Дьявол (для рядового дьявола, то есть чёрта, слово пишется со строчной буквы, для старшего — с заглавной, также персонажа называют в англ. языке — devil), Сатана, Вельзевул (Веельзевул), Мефистофель, слуга Люцифера, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.

      К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.

      Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающим людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком ихерт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

      Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие, см. выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов.

      Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением, как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт»).

      Социальный жаргонизм

      Иван-дурак. Иллюстрация Michael Sevier к сказке Льва Толстого, 1916 г.

      В уголовной иерархии чёрт — низший из категории «мужиков», который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой. Называется также чушок, то есть свинья, в чём проскальзывает аналогия со свиным пятачком в образе мифических чертей. Чёрт может просто перейти в «опущенные», которым зачастую накалывается татуировка с чёртом. В 1930-1950х годах эта категория имела схожее название «козлы», но теперь права категории с этим названием немного отличаются. Этот смысл близок к рационалистической интерпретации античных мифов, что паны и сатиры — это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.

      Со смыслом грязнули связаны и синонимы слова «чёрт»: нечисть, нечистый, анчутка — синоним слов грязнуля и неряха, а также слова «шишига», означающего то же самое.

      Чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей, например: молодых наркоманов, милиционеров и т. д.

      Этимология

      Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.

      По версии А. Н. Афанасьева слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское čьrtъ — «проклятый», родственно латыш. kyrė́ti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна.

      Между тем, имя созвучного похожего персонажа из германо-сканд. мифологии — сурта, означает «чёрный, смуглый».

      Образ в мифологии

      Изображение дьявола в Гигантском кодексе, начало XIII века

      В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти — ещё и злые духи. В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном — покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров — рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе.

      Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу, к которому мгновенно летает в преисподнюю. Он охотится на людские души, которые обманом, введением во грех, или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен. При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.

      Являются хтоническими персонажами — обитают не только в подземном мире, но и воде, омуте.

      Обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости, полётам. Могут превращаться в различных существ и людей, в камни, и предметы.

      Черти стерегут драгоценные клады, это описано например в «Ночь перед Рождеством» (1832), «Скрипач в аду» и др. балто-славянских сказках. Этим они похожи на гномов германо-скандинавского фольклора. Иногда, являясь в облике человека, платит за услуги кучей мусора или навоза, которую люди выкидывают, но с рассветом видят, что не выкинутые остатки мусора превратились в золото.

      Славянская мифология

      Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831) А. С. Пушкина, «Шабарша» и «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, это «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и т. д. Он предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалки.

      В русских и славянских сказках облик чёрта почти не описан. Но это ярко сделал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»:

      Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

      Дальше по сюжету чёрт также обзывается «немец проклятый». Он водится с ведьмами, которые в ряде других сказок летают на нём на шабаш. Пролетает через дымоход. Боится христианского креста, знамения и святой воды. Исчезает с третьим криком петухов и первыми лучами солнца.

      Прибалтийская мифология

      В прибалтийской мифологии чёрта зовут ве́лняс (лит. velnias; латыш. velnsвялнс, велнс), что значит дьявол. Является постоянной жертвой Перкунаса (подобно антагонизму славянского Велеса и Перуна), метающего в него молнии, при этом велняс пытается прятаться у людей, в которых молнии зачастую и попадают. Фольклористы собрали с начала XX века сотни сказок о нём, бесчисленное число их вариаций. Но если славянский чёрт является синонимом грязнули, то в литовской мифологии вяльнас наоборот выглядит престижно. В основном описан как «пан», то есть человек выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии — торчащие из под шляпы рожки, копыта. В нескольких сказках он превращается в чёрного кота или предстаёт в образе ягнёнка. Не боится солнечного света.

      В основном велняс вредит людям — пытается повесить, искалечить, заманить в болото. Литовские сказки довольно характерны жестокостью мифических существ к людям, в отличие от сказок других народов. Например, велняс являясь в образе пана, приглашает прохожего мужика или музыканта на свадьбу, где с другими панами и паночками веселиться и часто мажет глаза какой-то мазью. Когда мужик тоже мажет глаз, то видит, что находится среди чертей на болоте или среди вьюги в буреломе. Если кто-то видит невидимого велняса, спрашивает «каким глазом меня видишь?», и после ответа выкалывает его. Зачастую становясь невидимым, толкает посетителей в корчме, провоцируя этим драку. Или мужику пытается повесить на шею праздничное полотенце, от которого тот уворачивается подставив руку, и тут же приходит в себя подвешенный на ветке на удавке за руку.


      Просмотров: 3563    Создан: 2015-11-29    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Население СССР

      Для Российской империи был характерен довольно высокий естественный прирост населения при высоком уровне как рождаемости, так и смертности.


      Создан: 2010-07-15

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх