Регистрация / Забыли пароль?
  • Контакты
  • Об авторе
  • Лента времени
  • Гостевая
  • Карта России
  • Блог автора

    • Понравился сайт ?

      Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

      Также возможно пожертвовать деньги через смс

      smsdeluxeSMS (от 5 руб.)

      Бухарская операция 1920

      Бухарская операция 1920 — боевые действия частей Красной Армии Туркестанского фронта.


      Создан: 2010-07-20

      Иван Христофорович Баграмян

      Иван Христофорович (Оганес Хачатурович) Баграмян (20 ноября (2 декабря) 1897 года, село Чардахлы, Елизаветпольская губерния.


      Создан: 2011-02-25

      Калининская наступательная операция

      Калининская наступательная операция — наступательная операция советских войск Калининского фронта.


      Создан: 2015-09-27

      Русско-турецкая война 1787-1791

      Русско-турецкая война 1787—1791 — война между Россией и Австрией, с одной сторон.


      Создан: 2011-11-29

      Рейд на Берлин 1760

      Берлинская экспедиция 1760 года — операция, во время которой русско-австрийские войска захватили Берлин.


      Создан: 2015-09-20

      Ялтинская конференция

      Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — одна из встреч лидеров стран.


      Создан: 2011-12-03

      Буян

      Буян — сказочный лубочный остров-град в русском фольклоре — сказках и заговорах.


      Создан: 2015-12-03

      Десант в порт Юки

      Десант в Юки 11 августа 1945 года — тактический морской десант, высаженный кораблями советского Тихоокеанского флота.


      Создан: 2015-09-09

      Успенский собор (Омск)

      Свято-Успенский кафедральный собор — действующий собор, один из наиболее посещаемых храмов Омска.


      Создан: 2016-05-08

      Битва на Ворскле

      Битва на Ворскле — сражение состоявшееся 12 августа 1399 года между объединённым войском.


      Создан: 2015-07-28

      Главная страница » Культура » Дажьбог


      Дажьбог

      Дажьбог (др.-рус. Дажьбогъ)

      Дажьбог

      Мифология:

      Славянская

      Толкование имени:

      дающий благосостояние

      Имя на других языках:

      укр. Дажбог, белор. Дажбог, польск. Daczbog

      СОДЕРЖАНИЕ
      Этимология
      Данные источников
      Повесть временных лет
      Перевод Хроники Иоанна Малалы
      Слово о полку Игореве
      Другие источники
      Фольклор
      Дажьбог в современном искусстве

      Дажьбог (Дажбог, др.-рус. Дажьбогъ, церк.-слав. Даждьбог) — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.

      Этимология

      Этимология теонима Даж(д)ьбог на первый взгляд вполне очевидна. По мнению М. Фасмера, это имя объясняется из древнерусского императива дажь «дай» и *bogъ«счастье, благосостояние» (ср. богатый, убогий), то есть Даж(д)ьбог — «дающий благосостояние».

      Согласно В. Ягичу, теоним образовался из словосочетания дажь боже «дай, бог!». Л. Мошинский вообще считает, что Дажьбог — это просто славянское приветствие, принятое иностранными миссионерами за имя бога. В. Й. Мансикка считает первую часть теонима императивом, как и Фасмер, однако вторую, богъ, склонен трактовать в прямом смысле. Поэтому Даждьбог — это deus dator, «высшее существо, одаряющее людей земными благами». Возразив Мансикке, Е. Кагаров отметил, что первая часть этого имени не может содержать глагольной основы.

      Л. С. Клейн также отмечает, что повелительное наклонение глагола не очень-то уместно в имени бога-дарителя. Он склонен согласиться с Б. А. Рыбаковым, что такое понимание имени («дающий») является поздним осмыслением по созвучию. Более верным Клейну кажется мнение Ф. Е. Корша, А. Л. Погодина, А. С. Фаминцына и Л. Нидерле: дажь- является закономерным русским смягчением древнего индоевропейского корня, проявившегося в словах санскр. dagh, готск. dags, нем. Tag «день»,лит. dãgas «пожар» и др. Фасмер, однако, считает такое толкование едва ли более убедительным.

      Наконец, В. П. Калыгин и В. Блажек независимо друг от друга предположили связь между древнерусским Дажьбогом и древнеирландским Дагдой, так как эти божества весьма схожи между собой и по функциям, и по именам. Имя Дагда восходит к пракельт. *dago-dēvo «хороший бог» (в смысле совершенства, полноты). На славянской почве под иранским влиянием произошла замена исконно-индоевропейской части -dēvo на иранское baga (вероятно, подобное произошло и с теонимом Стрибог) и уже упомянутое смягчение на русской почве. Однако В. П. Калыгин считает теоним Дажьбог индоевропейским наследием, тогда как В. Блажек полагает, что имело место кельтское заимствование в славянский язык.

      Данные источников

      Повесть временных лет

      Согласно «Повести временных лет» идол Дажьбога (вероятно деревянный) вместе с идолами Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира. Дажьбог упоминается третьим в списке божеств (после Перуна и Хорса), идолы в честь которых были установлены. Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имён — это может свидетельствовать о сходных функциях божества, либо вообще о разных (иранского и славянского происхождения) именах одного солнечного божества. После Дажьбога в списке упоминается Стрибог, что дало Р. О. Якобсону и В. Н. Топорову повод для спекуляций на тему двух близких божеств — «дающего» и «простирающего» блага.

      А. Н. Афанасьев сравнивает Дажьбога с греческим Аполлоном:

      Дажьбог, упоминаемый Нестором, «Словом о полку Игореве» и другими памятниками в числе славянских богов, есть, следовательно, солнце, сын неба, подобно тому, как Аполлон почитался сыном Зевса

      Перевод Хроники Иоанна Малалы

      Наиболее содержательным является эвгемерический фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1114 годом:

      «сего ради прозваша и Сварогомъ . и блжиша и Егуптѧне . и по семъ црствова снъ его именемъ Слнце егоже наричють . Дажьбъ семъ тысѧщь и у и семъдесѧть днии ѩко быти лѣтома. двемадесѧтьмати по лунѣ видѧху бо Егуптѧне . инии чисти ѡви по лунѣ чтѧху . а друзии . дн҃ьми лѣт чтѧху . двою бо на десѧть мсцю число потомъ оувѣдаша . wнележе . начаша члвци дань давати црмъ Слнце црь снъ Свароговъ . еже есть Дажьбъ».

      Дажьбога здесь автор называет «царь-солнце, царь, сын Сварогов, Даждьбог». Именем «Дажьбог» было переведено имя греческого солнечного бога Гелиоса.

      Б. А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как «Солнце-царя» восходит к скифскому культу Колаксая, сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень коло (якобы «солнце») и иранский ксай («владыка, царь»).

      Таким образом, Даждьбог сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.

      Б. А. Рыбаков возводит культ солнца и плодородия, и культ Даждьбога у восточных славян к упомянутому Геродотом скифскому богу Гойтосиру (Аполлону), объясняя это имя от славянского корня гоити «живить» и иранского сура «бог». В действительности же у теонима Гойтосир иранское (скифо-сарматское) происхождение, как это было показано В. И. Абаевым.

      Земледельцы Скифии в Поднепровье были солнцепоклонниками, принося жертвы на круглых жертвенниках с концентрическими солнечными кругами, изображенных на них.

      Слово о полку Игореве

      «Даждьбожьи внуки» — такую метафору использовал автор «Слова о Полку Игореве» в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов:

      «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась».

      «Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена».

      Обозначение народов сыновьями героев и внуками богов (эвгемеризм) характерно для средневековой христианской книжности. Каждый христианский народ, согласно этой традиции, должен был иметь библейскую генеалогию. Как пишет В. Я. Петрухин, русичи из гордыни вступили на нехристианскую землю половцев, «детей бесовых», и поэтому оказались к ним приравнены как внуки языческого бога («Дажьбожьи внуки»). Приравнение конечно было неполным, поскольку в «Слове» бесы и языческие боги полностью не отождествляются. Тем не менее, русичи, таким образом, стали одним из «языков», языческих народов, лишившись библейской генеалогии и Божьей помощи.

      Другие источники

      Как полагает Б. А. Рыбаков, образ Даждьбога тесно связан с образом Александра Македонского в сцене его небесного восхождения, или вознесения, широко распространенной на Руси. С именем Александра русские летописи XVII века связывали и начало истории племени словен (книжная легенда о «грамоте Александра»).

      По мнению Рыбакова и некоторых других исследователей, Даждьбог изображен также на задней грани Збручского идола в верхнем ярусе. На его одежде просматривается колесо с шестью спицами — солярный символ.

      Фольклор

      Дважды Дажьбог упоминается в украинских народных песнях. Так, согласно одной из весенних песен, раннюю пташку соловья Дажьбог послал замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето:

      Ой, соловейку, ти ранній пташку,

      Ой чого так рано із вирїчка вийшов?

      Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав —

      З правої ручейки — літо відмикати,

      З лівої ручейки — зиму замикати...

      Вероятно, что отмыкатель лета Дажьбог выступает здесь как персонификация Солнца.

      Дажьбог в современном искусстве

      В начале июля 2011 года в г. Голая Пристань (Херсонская область, Украина) была установлена скульптура Дажьбогу. Спустя несколько дней, после протестов православного духовенства, памятник был снесён.


      Просмотров: 2707    Создан: 2015-11-22    Источник: Википедия

      Ваш товар готов к заказу

      Оцените статью: 1 2 3 4 5
      Комментарии (0):
      Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

      СТАТЬ

      АВТОРОМ

      Реформы Петра 1

      Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695-1715 годы и 1715—1725.


      Создан: 2010-06-15

      Куликовская битва

      Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.


      Создан: 2010-08-30

      Распад СССР

      Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве).


      Создан: 2010-06-29

      Екатерина 2

      Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.


      Создан: 2010-06-16

      Афганская война 1979-1989

      Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон.


      Создан: 2010-08-02

      Гражданская война в России

      Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными.


      Создан: 2010-07-14

      Отечественная война 1812 года

      Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией Наполеона Бонапарта.


      Создан: 2010-07-25

      Иван Грозный

      Иоанн Васильевич (прозвание Иван (Иоанн) Великий, в поздней историографии Иван IV Грозный 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой— 18 марта 1584, Москва).


      Создан: 2010-05-17

      Курская битва

      Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам.


      Создан: 2012-01-22

      Киевская Русь

      Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе.


      Создан: 2010-08-19

      Реклама от Яндекса
      Подняться вверх